Наверное, некоторые из вас, кто не читал новости нашего сайта, ожидали увидеть нашего епископа, но он сообщил, что не сможет приехать на сегодняшнее торжество, когда некоторые из наших братьев и сестер примут таинство Крещения и Миропомазания.
Сегодня мы не специально избрали для чтения этот отрывок Евангелия, который был прочитан. Этот отрывок, который положено читать в это воскресение, прекрасно подходит к тому, что мы сегодня празднуем. Мы слышали следующее: «Когда выходил Он (Иисус) в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10,17).
Дорогие братья и сестры, в этом человеке, который бежит навстречу Иисусу, чтобы спросить у Него, что ему делать, «чтобы наследовать жизнь вечную», мы узнаем каждого мужчину и каждую женщину, которые осознанно или не совсем осознанно, ищут Христа, чтобы получить от Него ответ на этот фундаментальный вопрос жизни. Этот человек (Евангелие от Матфея уточняет, что это был молодой человек) спрашивает у Иисуса не о том, какие правила соблюдать, но его интересует то, как наполнить свою жизнь смыслом. Это тот вопрос, который вытекает из глубины человеческого сердца; вопрос, который каждый человек, рано или поздно, себе задает.
В этом молодом человеке евангельского рассказа мы сегодня узнаем Вадима, Лиану, Лейсан, Эмиля, Александра и Лилию. Они также, в определенный момент их жизни, побежали навстречу Иисусу и, падая перед Ним на колени, спросили у Него, как им жить наполненной смыслом жизнью, жизнью вечной. Да, потому что именно ко Христу всякий человек, особенно человек нашего времени, должен обратиться, должен приблизиться, если он хочет познать самого себя до конца и не довольствоваться поверхностными и частичными ответами.
Очень важно уловить глубокий смысл того, что Иисус отвечает молодому человеку, прежде всего в той самой интенсивной части Его ответа: «пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10,21).
Почему этот молодой человек, который мог искренно ответить, что он с юности полностью соблюдал все заповеди, все-таки недоволен? Почему он еще чего-то ищет? Потому что он в определенный момент своей жизни почувствовал «очарование Христа». Очарованный Христом, он угадал в Нем полноту Истины, Добра и Красоты, которую нравственные правила, верно соблюденные, никогда не давали ему почувствовать.
Выражение «очарование Христа» принадлежит Святому Августину. Так же и вы, дорогие братья и сестры, кандидаты к Крещению и Миропомазанию, осознанно или не совсем осознанно, почувствовали это «очарование Христа». В свете Христа вы познали самих себя и ваше призвание. Вы тоже ощутили взгляд Христа на себя. В прочитанной странице Евангелия мы слышали, что Иисус, взглянув на молодого человека, полюбил его. И каждый из вас, дорогие Вадим, Лейсан, Лиана, Эмиль, Александр и Лилия, может также рассказать свою историю о том, когда и как встретились с взглядом Христа и убедились в Его любви.
Любящий взгляд Христа спровоцировал свободу того молодого человека, призывая его сделать дар самого себя, полный и безоговорочный, через который человек может реализовать себя совершенно: “приходи, последуй за Мною“. Ему предлагается совершить «жизненный порыв». Не достаточно послушания заповедям: человеку дается возможность присоединиться к живому Христу и следовать за Ним. И это же ожидается от него. Да, христианская жизнь – это не просто жизнь по заповедям, это жизнь со Христом.
Я бы мог здесь закончить проповедь. Но позвольте сказать ещё одну вещь. Знаете, Святой Августин во время церемонии крещения в ночь Пасхи, говорил кандидатам о благодати крещения. Говорил о том, что через крещение они станут частью Христа, частью его мистического тела и призывал их подумать о такой великой благодати. Но он в один момент сказал: «Я сегодня боюсь за вас не столько из-за язычников, не столько из-за Иудеев, не столько из-за еретиков, сколько из-за плохих католиков» (Проповедь 224). Вы знаете, что раньше, до крещения катехумены не могли полностью участвовать в богослужении; они участвовали только до проповеди. После проповеди, кто еще не был крещен, должен был уйти – такая практика была в христианстве. Сейчас такого нет. Значит, после крещения катехумены полностью начинали участвовать в жизни общины, особенно в Евхаристии. И вот Святой Августин из-за этого переживает: Вы сейчас будете смешиваться с народом божьим, и я прошу вас внимательно выбирать среди божьего народа, кому подражать. Он боялся, что «плохие католики» могут оказать плохое влияние на новокрещённых.
Дорогие мои, это касается и нас. Августин сказал новокрещённым: Смотрите хорошо, каким католикам вы будете подражать. И каждый из нас должен сегодня задуматься в связи с радостным пополнением нашей общины над тем, какой пример мы готовы дать нашим маленьким братьям. Пусть каждый спросит себя: Могут ли они ориентироваться на меня, чтобы вести христианский образ жизни?
Но каким бы ни был наш ответ, всем подходит совет того же Св. Августина: «Против инсинуаций лукавого (Сатаны), позвольте Христу очаровать вас». Вот об этом молимся, чтобы мы не переставали никогда как верующие люди, как христиане, ощущать это «очарование Христа».