Сегодняшнее Евангелие (Мк 9,30-37) выводит на сцену Иисуса, задающего Своим ученикам казалось бы неделикатный вопрос: «О чем дорогою вы рассуждали между собою?» Это – тот же вопрос, какой Он мог бы задать каждому из нас сегодня: «О чем вы обычно говорите? К чему стремитесь?» Евангелие сообщает нам, что ученики «молчали, потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше». Ученики постеснялись открыть Иисусу тему своих разговоров. И мы, подобно тогдашним ученикам, тоже порой бываем втянуты в дискуссию: кто из нас самый важный? Иисус не пытается давить на учеников. Он не принуждает их признаться, о чем они говорили в пути. Но вопрос по-прежнему витает в воздухе, не только в головах учеников, но и в их сердцах.
Кто самый важный? Это вопрос длиною в жизнь, на который мы в разное время склонны давать разные ответы. Притом, что мы не можем вообще избегнуть этого вопроса: он записан в наших сердцах. Я помню, как нас, детей, неоднократно спрашивали во время семейных праздников: «А кого ты больше любишь, маму или папу?» А ведь это – то же самое, что спросить: «Кто является самым важным?» Но разве это только игра, в которую предлагают сыграть детям? На протяжении всей истории человечества на этот вопрос давались различные ответы.
Иисус не боится задаваемых людьми вопросов, Он не опасается нашей человечности и того, к чему мы привязаны. Напротив, Он хорошо ориентируется в закоулках человеческой души и, как и положено доброму наставнику, всегда готов подбодрить и поддержать нас. Он, как всегда, принимает во внимание наши поиски, наши устремления, и открывает перед нами новые горизонты. И, как всегда, Он предлагает неожиданный ответ, который содержит в себе новый вызов, по ту сторону «правильных ответов», стандартных ответов, которые обычно дают люди. Как всегда, Иисус преподносит нам «логику любви». Это такой стиль мышления, такой подход к жизни, который актуален для всех без исключения людей как раз потому, что он предназначен для всех.
Иисус далек от какой бы то ни было элитарности и потому указывает совсем не тот горизонт, который предназначен лишь для немногих избранных душ, способных подняться на высоты знания и духовности. Тот горизонт, который указывает Иисус, неизменно связан с повседневной жизнью, укоренен на «нашем острове», но, вместе с тем, увязывает воедино нашу повседневную жизнь с вечностью.
Итак, кто самый важный? Ответ Иисуса однозначен: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой». Кто хочет быть великим, должен служить другим людям, а не обслуживаться другими людьми. И вот здесь заключен величайший «парадокс Иисуса». Ученики спорили между собой о том, кто из них займет самое высокое место, кто получит привилегии, кто станет выше предназначенного для всех закона, общих норм, кто выделится и получит превосходство над всеми прочими. Кто сумеет вскарабкаться по лестнице быстрее других, кто успеет захватить себе лишние преимущества.
Однако Иисус разбивает вдребезги их «логику», их образ мышления, очень просто и непосредственно сообщая им, что по-настоящему прожитая жизнь – это жизнь в солидарности и общении с нашим ближним.
Призвание служить подразумевает нечто особенное, к чему следует быть внимательным. Служение другим людям в первую очередь означает внимание к их слабостям. Это уход за самыми слабыми членами наших семей, нашего общества, нашей нации. Иисус особым образом обращает наше внимание на их страдания, их беззащитность, их поникшие лица и просит нас именно такими их полюбить. Полюбить той любовью, которая приобретает свой конкретный облик в наших поступках и решениях. Полюбить той любовью, которая выражает себя в заданиях, которые нам, как гражданам, положено исполнять. Полюбить именно таких людей, из крови и плоти, с их индивидуальной жизнью, с их собственной историей, со всеми их немощами: это – как раз те люди, которых Иисус просит защитить, о которых просит заботиться, которым просит служить. Быть христианином означает отстаивать достоинство наших братьев и сестер, сражаться за него, жить ради него. Вот почему христиан постоянно призывали отречься от своих вожделений и устремлений, от воли к власти и самоутверждению, и вместо этого взыскать тех, кто наиболее уязвим.
Итак, существует служение, которое «действительно служит», но мы должны проявлять бдительность, чтобы не соблазниться другим типом служения, – таким «служением», которое оборачивается «самообслуживанием». Так бывает, когда стремятся помогать лишь «своим людям», «нашим людям». Такое служение не распространяется на «ненаших людей», оно подразумевает исключение.
Все мы призваны уже в силу самого факта принадлежности к христианству к такому служению, которое воистину служит, призваны оказывать друг другу помощь и избегать искушения «служением», сводящимся к «самообслуживанию». Все мы призваны и побуждаемы Иисусом взаимно терпеть друг друга в любви. И при этом не оглядываться по сторонам, чтобы разузнать, что это там мой сосед сейчас делает или не делает. Ведь Иисус сказал нам: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой». Он не сказал: «Если твой сосед хочет быть первым, то пускай и служит». Нам надлежит избавиться от привычки смотреть по сторонам с осуждением и научиться преображающему взгляду, уверовать в его возможность, к чему и призывает нас Иисус.
Заботиться о других людях с любовью – не значит стать человеком подневольным. Это значит, поставить в центр своего внимания наших братьев и сестер. Подлинно служить – это значит смотреть в лицо другому человеку, касаться его плоти, ощущать его близость и даже, в некоторых случаях, страдать, пытаясь ему помочь. Служение никоим образом не является идеологией, поскольку мы служим не идеям, мы служим людям.
Святой верный народ Божий на Кубе – это народ, который любит праздники, дружбу, красоту. Это народ, который шагает с хвалебными гимнами на устах. Это народ, который, как и все народы, имеет свои проблемы, но при этом знает, как следует пониматься и с распростертыми объятиями продолжать свой путь в надежде, потому что он призван к величию. Сегодня я прошу вас быть верными этому своему призванию, бережно отнестись к тем дарам, которыми Богу было угодно наградить вас, но прежде всего, прошу вас быть заботливыми, служить немощам ваших братьев и сестер. И пусть вас не вводят в заблуждение проекты, которые на первый взгляд кажутся привлекательными, но не принимают в расчет человека, вашего ближнего. Мы знаем о своем призвании быть свидетелями несравненной силы Воскресения, распространяющей повсюду семена нового мира (ср. Evangelii Gaudium, 276, 278).
Так давайте же запомним ту Благую Весть, которую мы услышали сегодня: важность народа, нации, но и важность конкретного человека, и эта важность зависит от того, насколько они готовы служить немощам своих братьев и сестер. Именно здесь мы имеем дело с плодом подлинной человечности. Мы не живем, чтобы служить, но служим, чтобы жить.
Перевод: «Сибирская католическая газета»
Читайте подробности на сайте Сибирской католической газеты ©sib-catholic.ru