Матерь Божия Неустанная помощь

Согласно одной восточной традиции св. евангелист Лука нарисовал икону Богоматери с Младенцем, которая хранилась в Константинопольском храме до 1453 г., когда завоеватели – турки уничтожили её. К счастью, согласно традиции, сохранились различные, с некоторыми изменениями и дополнениями копии этой иконы. Самые первые, дошедшие до наших дней иконы Матери Божьей относятся к VI веку. В них и во всей последующей византийской иконографии Пресвятая Дева Мария изображается как «прибежище грешников» и «взыскание погибших», то есть всепрощающая Мать, к которой может обратиться самый безнадёжный грешник.

 

Икона Матери Божьей Неустанной Помощи, которая в настоящее время хранится в Риме в храме св. Альфонса, по мнению некоторых исследователей, является одной из многих более поздних копий иконы, нарисованной св. Лукой. Эту икону критики относят к XIV веку, и имеются сведения о том, что она была привезена в Рим в XV веке с острова Крит. Она написана по византийскому типу изображения Богоматери «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»), характерный признак которого – спокойное положение Матери и Ее Сына, акцент на строгость духовной дисциплины и сдержанность.

 

Эта икона из тех, которые  привлекают к себе мало внимания. Стиль ее архаичен, суров, неэмоционален; в ней нет тех живых красок, которыми отличаются более поздние Мадонны итальянской и испанской школ. Красота этой иконы открывается тем, кто умеет понять ее символику: расположение фигур, их движения, жесты, предметы, цвета.

 

Икона писана маслом по дереву, как писались почти все старинные иконы. Она небольших размеров 56см х 44см. Тёмно-синий цвет мантии и золотой цвет фона оттеняют друг друга, создавая определённую цветовую гамму. На золотом фоне (золото не ржавеет, оно символизирует вечность) виднеется Матерь Божья, держащая Младенца. Голова и плечи Её покрыты платом (мафорием) синего цвета (синий цвет – цвет неба – символизирует веру).

 

Она одета в тунику красного цвета (красный цвет – цвет крови – символизирует любовь). Богоматерь всегда является для нас примером веры и любви. Сияние вокруг Её головы украшено рисунком тончайшего узора. Над челом лучистая звезда (звезда символизирует то, что Она – Приснодева). Над головой на золотом фоне видны буквы МРО V, которые являются сокращением имени: Матерь Господа. В византийском искусстве была традиция указывать сокращённо имена каждой нарисованной фигуры. Так и на этой иконе имеются буквенные обозначения имён Девы Марии, Младенца и архангелов Михаила и Гавриила.

 

Младенец Иисус сидит на левой руке Матери, прислонившись к Ней. Своими ручками Он держится за Её правую руку, а голова Его повёрнута влево, глаза подняты и смотрят на какой-то предмет, находящийся за Ним. Он одет в тунику зелёного цвета (зелёный цвет – цвет моря, бесконечно глубокого океана – символизирует бесконечность Христа, Его Божественную природу). Он опоясан поясом пурпурного цвета (пурпур – очень дорогая краска – символизирует царскую власть Христа). На Нём плащ коричневого цвета (коричневый цвет – цвет земли – символизирует человеческую природу Христа). С правой стороны иконы, выше головы Младенца, нарисован ангел, держащий тройной крест и три гвоздя. Над его головой надпись, означающая, что это архангел Гавриил. На той же высоте с левой стороны другой ангел, у которого в руках копьё и иссоп. Надпись означает, что это архангел Михаил.

 

В эпоху средневековья, когда распространялось особое почитание Страстей Христа и Его Скорбящей Богоматери, художник, взяв за основу икону св. Луки, добавил от себя некоторые детали в честь Страстей Господних. Таким образом было изображено полное исполнение пророчества царя Давида, который говорит о Христе: «И скорбь Моя всегда передо Мною» (Пс38, 18). На иконе Господь изображён в младенческом возрасте как бы видящим свои страдания. Он спит на руках Матери, просыпается и вдруг видит в руках архангела Михаила копьё и иссоп; испуганный этим, Он быстро поворачивается и смотрит в другую сторону и тут видит архангела Гавриила с крестом и гвоздями. Итак, куда бы Младенец ни посмотрел, Он всюду видит свое страдание. В страхе Он делает резкое движение, и с Его маленькой правой ступни спадает развязавшаяся сандалия. В ужасе и трепете Он двумя маленькими ручками крепко сжимает правую руку Своей Матери, ведь Она всегда Матерь Неустанной Помощи! Мария поддерживает Младенца левой рукой, привлекает Его ближе к Себе, как бы защищая Его.

 

С первых моментов своей жизни на земле наш Спаситель сознавал, сколько Ему придётся выстрадать ради искупления человеческих грехов. Не только царь Давид сказал о Нём «Скорбь Моя всегда передо Мною», но и пророк Исайя точно предсказал: «Нет в Нём ни вида, ни величия… Он был презрен и умалён перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни… Он взял на Себя наши немощи… Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши…» (Ис532-4). Изображённый на иконе испуг Божественного Младенца от вида ожидающих Его страданий свидетельствует о том, что Он знает, какая мученическая смерть ожидает Его.

 

Икона также говорит о том, что Мария является Скорбящей Матерью, так как Она как Матерь разделяет все страдания своего Сына. Св. Бернард и св. Альфонс считают, что Она, прекрасно зная Святое Писание, знает всё, что должно произойти с Её Сыном. Она понимает значение пророчества Симеона: «Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец». (Лк2, 35).

 

Есть и ещё более глубокая причина страха Младенца, видящего крест, гвозди, копьё и иссоп: это сознание того, что смотря на то, что Он отдаёт свою жизнь во искупление грехов человечества, многие люди будут продолжать грешить: «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». (Евр. 6,6). Икона указывает на то, что Пресвятая Дева разделяет с Младенцем это знание, так как Её взгляд устремлён не к Сыну, а к нам. Она смотрит на нас глазами полными печали, как будто хочет сказать:

«Грешники, пожалейте Моё Дитя, вашего Искупителя, старайтесь больше Его не распинать».

 

Архангелы, держащие орудия страданий Христа, одеты в фиолетовые туники (фиолетовый цвет – цвет скорби и покаяния). Их руки покрыты вуалью, чем икона учит нас почитать эти священные предметы.

 

Золотой фон иконы, окружающий фигуры, символизирует небесный Иерусалим, «Город из чистого золота», описанный Св. Иоаном в Апокалипсисе. Архангелы спускаются оттуда к Иисусу и Марии на землю. Этот золотой фон означает также рай, обретённый для нас Святой Кровью нашего Спасителя, а Дева Мария является вратами («Дверь небесная») в рай, через которые мы туда входим.

 

Главный смысл этой иконы выражен посредством изображённой на переднем плане правой руки Богоматери, символизирующей Её силу. Божественный Младенец держится за Неё своими маленькими ручками, и в этом следует видеть превосходное соединение силы Девы Марии с Божественной силой. Святые учат нас о том, что Господь дарует нам свою благодать через руки Своей Скорбящей Матери. Церковь называет Марию посредницей или каналом благодати. Что бы Мария ни испрашивала у Сына, всё даётся, потому что Он знает, что Она ищет только Его славы и спасения душ, искупленных Его Кровью. С каким же упованием мы можем обращаться к Матери Божьей Неустанной Помощи! Всё призывает нас уповать на Неё: Она держит на руках Богочеловека, «сокровище превыше всех сокровищ», Она знает тайну Его Святейшего Сердца, Её глаза молят довериться Ей, однако самым убедительным является то имя, которое Она сама себе даёт: Матерь Неустанной помощи. Это не просто имя, но и обещание помогать нам, когда бы мы к Ней ни обратились. Пусть Младенец Иисус будет для нас примером и в этом, как и во всём остальном: в страхе и в скорби Он быстро обращается к Ней и льнёт к Её рукам. Не должны ли и мы так же обращаться к Ней в наших испытаниях и искушениях, когда крест гнетёт нас. Прибегая к Ней, мы несомненно испытаем на себе Её покров и силу.

 

Как уже было отмечено, над челом Пресвятой Девы изображена звезда. Это и, так называемая, «Утренняя звезда». Церковь называет Марию Звездой Моря. Св. Фома Аквинский объясняет это так: как моряков к пристани ведёт звезда, так христиан к небесам ведёт Мария. Св. Бонавентура для того, чтобы внушить грешникам упование на заступничество Девы Марии предлагает такую картину: шторм на море, грешникам, падающим с корабля Божественной благодати, грозит гибель. Господь, указывая на Марию, «Звезду Моря», говорит: «несчастные гибнущие грешники, не отчаивайтесь, устремите взор к этой прекрасной Звезде, Она приведёт вас к гавани Спасения».

 

«Дитя, смотри на твою Матерь», – говорит нам Господь. Да , если мы будем смотреть на Неё, как на свою Матерь, Она будет нам спасительным прибежищем. На этой иконе мы видим, как Её глаза молят нас обращаться к Ней во всех наших бедах. В Её взгляде мы находим ответ на все наши просьбы: «Могущественная Заступница наша, обрати Твой милостивый взор на нас». Св. Альфонс говорит, что Дева Мария всегда готова сжалиться над нами и помочь нам в наших бедах.

 

Знатоки византийского искусства утверждают, что изображённые на иконе широко открытые глаза и маленький, по сравнению с ними, рот Пресвятой Девы означают, что Она многое видела, сохраняя это в своём сердце, но мало говорила. Характерная особенность этой иконы является выражение лица Пресвятой Девы, обращённого к зрителям, полное спокойствия и благосклонного сочувствия.

 

Здесь уместно будет припомнить, что древние художники, рисовавшие икону, ставили перед собой определённую задачу. Ведь название «икона» – изображение святого, противопоставляется названию «идол» – изображение языческого. Икона – предмет моления. Между молящимся и святым, изображённым на иконе, должна возникнуть некая мистическая связь. Молящийся обращается с молитвой к святому, а святой как бы отвечает ему своим взглядом. Когда мы смотрим на икону Матери Божьей Неустанной Помощи, кажется, что Она всем говорит: «Уповайте на Меня, вы, все скорбящие; и Я страдала и умею сочувствовать другим. Я Матерь Божья Неустанной Помощи». В этом и заключается весь смысл иконы.

Икона Пресвятой Девы Марии Неустанной Помощи была перенесена в Рим в XV веке, где засияла великими дарами благодати. В XIX веке её почитание расширилось на всю Церковь.