ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Для чего нужна индульгенция?
Грехи бывают смертными и повседневными. Человек, совершивший смертный грех и не раскаявшийся в нём, попадает в ад (вечное наказание). От ада человека спасает только раскаяние в содеянном смертном грехе, исповеданное в Таинстве Покаяния и исполнение наложенной епитимьи. Человек, совершающий повседневные грехи, в ад не попадёт, но он также обязан исповедоваться в своих грехах и исполнять наложенную на него епитимью.
За грехи человек несет двойную ответственность, а именно, это вина, которая прощается и смывается благодаря искреннему раскаянию в таинстве исповеди и кара за этот грех, которую требует справедливость. Поэтому за прощённые и отпущенные грехи всё равно нужно будет понести временное наказание в чистилище.
Ещё в Ветхом Завете не раз появляется мысль о том, что за содеянные грехи, хоть и прощённые, в любом случае нужно понести наказание. Вот как говорится об этом в Книге Исхода: «И прошёл Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания…» (Исх 34,6-7). В Новом Завете также подчёркивается, что Отцовская Любовь не исключает наказания, но это наказание всегда нужно понимать в рамках милосердного правосудия, которое для самого человека возвращает нарушенный им порядок: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает…» (Евр 12,6-11). Страдания в чистилище – это и есть наказание, которое мы должны понести за отпущенные нам грехи.
Индульгенция же – это полное или частичное освобождение от временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена в Таинстве Примирения.
Индульгенция – это дар Бога, и его плоды выходят за рамки человеческого вклада и приложенных усилий и несоразмерны с ним. Мы не можем сказать, что данную благодать (индульгенцию) мы заслужили нашими поступками. Исполнение условий получения индульгенции всегда остается символическим жестом, непропорциональным к нашим заслугам и полученным даром Божьего Милосердия.
Церковь правомочна уделять индульгенции из своей сокровищницы, куда вошли страдания Иисуса Христа, пожертвованные за человечество; куда вошли заслуги Матери Божьей и святых, причём, святых не только канонизированных Церковью, но и всех тех святых, чьи имена известны только Богу. В эту сокровищницу Церковь собирает добрые дела миллионов людей – жертвы всех тех, кто своими поступками сострадают Христу (страдают вместе с Ним) и тех, кто сорадуются с Ним – ведь радость в единении со Христом также имеет искупительную силу: радость, восхищение и благодарение за красоту мира. Всё это вливается в сокровищницу Церкви, и всё это даёт возможность Церкви, черпая из сокровищницы, распределять благодати нуждающимся – живым и умершим.
Полученные индульгенции, как уже говорилось выше, можно также передавать – но не живым, а пожертвовать за умерших, чтобы сократить их страдания в чистилище и помочь им как можно быстрее попасть в Царствие Небесное1.
Катехизис Католической Церкви учит нас:
«Индульгенция – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими».2
Индульгенция, дается Богом через Церковь, которая в силу власти связывать и разрешать, дарованной ей Христом Иисусом, действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых, чтобы верующий получил от Отца милосердия отпущение временной кары за грехи. Таким образом. Церковь хочет не просто прийти на помощь христианину, но также и побудить его к совершению богоугодных дел покаяния и милости»3
Что такое Юбилейный Год?
Практика юбилеев, берущая своё начало в Ветхом Завете, продолжается также в истории Христианской Церкви. Уже с древних времён христиане-паломники шли в Вечный город к гробам святых Апостолов Петра и Павла, чтобы получить отпущение грехов.
Практика празднования юбилеев, введённая Папой Римским Бонифацием VIII (1294-1303), придала этому паломничеству новое измерение: «Идя навстречу желаниям жителей Рима Папа Бонифаций VIII торжественно объявил 1300 год первым юбилеем в истории. Воскрешая древнюю традицию, согласно которой «изобильное отпущение и прощение грехов» давалось тем, кто совершал паломничество к базилике св. Петра в Вечном городе, Папа пожелал по случаю юбилея даровать «прощение грехов», которое было бы не только более изобильным, но и полным. Начиная с этого времени, Церковь всегда праздновала юбилеи как значительные шаги на её пути к полноте Христовой» (св. Иоанн Павел II, Incarnationis Mysterium, 5).
Как тогда, так и во времена Нового Завета Юбилейный год – это особое время, установленное Церковью для верующих для обновления христианской жизни, время милости, милосердия, покаяния и прощения. Так была установлена Индульгенция во время Юбилейного года, тем верующим, которые с искренним сокрушением в грехах прибегали к таинству исповеди и выполняли предписанные дела покаяния (например, паломничество).
Папа Павел II (1464 – 1471) распорядился проводить Юбилеи через каждые 25 лет, чтобы каждое поколение верующих могло участвовать в этом событии хотя бы один раз в жизни. Во время Юбилея 1500 г Папа Александр VI (1492 – 1503) ввёл традицию торжественного открытия Святых Врат как символа начала Юбилейного года. С тех пор каждый Юбилейный год начинается с этого символического момента: с открытия Святых Врат.
В особых случаях Церковь объявляет также внеочередные, дополнительные Юбилеи – по просьбе верных или в связи с особыми выдающимися событиями, в благодарность за блага: т.е. это Юбилеи в память о важных событиях в жизни Церкви, но в первую очередь – это Юбилеи, посвящённые той или иной годовщине Искупления рода человеческого.
Для чего нужен Юбилейный Год?
Юбилей, или иначе Святой Год – это возможность, которую даёт христианам Бог и Церковь, чтобы обновить свою жизнь и принести свидетельство веры.
Святой Год – это: год духовного возрождения; год личной встречи со Христом; год щедрой любви Бога и к Богу; год щедрой любви братьев и к братьям.
Юбилейный год всегда был понимаем как время прощения, примирения с Богом и ближними, время очищения душ, возвращения к Богу – Источнику любви и жизни.
Обычаи Юбилеев
На протяжении веков проведения Католической Церковью Юбилеев постепенно установились общие обычаи, свидетельствующие о вере и поддерживающие благочестие.
1. Среди главных юбилейных обычаев первое место занимает паломничество, во-первых, в главные Базилики в Риме, а также в те храмы, которые на период юбилея провозглашаются юбилейными. А также паломничества в святые места. Утвержденные понтификами.
«Паломничества всегда были важной частью жизни верующих, принимая различные культурные формы в разные эпохи. Паломничество — это личное путешествие верующего по стопам Искупителя: это практическое проявление аскетизма, покаяние в человеческих слабостях, постоянная бдительность по отношению к собственной немощи, внутренняя подготовка к изменению сердца. Через бдения, посты и молитвы паломник продвигается по пути христианского совершенства, стремясь достичь, при поддержке Божьей благодати, «состояния совершенного человека, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13)»4.
2 . Важный юбилейный символический обычай – прохождение через Святые Врата в главных Базиликах Рима и установленных юбилейных храмах. «Этот символ указывает на переход от греха к благодати, который должен совершить каждый христианин. Иисус сказал: «Я Есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся» (Ин 10, 9) – чтобы ясно показать, что никто не может прийти к Отцу, кроме как через Него. (…) К Нему одному в подлинном смысле приложимы слова Псалмопевца: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 118(117),20)» (св. Иоанн Павел II, Incarnationis Mysterium,8).
3. Особым знаком юбилейных торжеств является также индульгенция.
Индульгенция – это проявление полноты Милосердия Бога, дар Милосердия Божия: через индульгенцию кающийся грешник получает отпущение временной кары за грехи, уже отпущенные священником во время исповеди5.
Как мы говорили выше, индульгенции разделяются на частичные и полные. Юбилейная же индульгенция – это полная индульгенция, которая дается в Юбилейный год даже за деяния, при совершении которых в обычное время дается лишь частичная индульгенция.
Это духовное благо смогут стяжать все верующие, которые в духе покаяния и милосердия приступят к Таинствам Исповеди и Евхаристии, молясь о нуждах Святейшего Отца.
Что нужно сделать, чтобы получить юбилейную полную индульгенцию в 2025 году?
Как мы уже сказали, есть общие условия для юбилейного года, но каждый понтифик вправе устанавливать дополнительные условия для юбилейного года, исходя из конкретных ситуаций и нужд каждого исторического периода. По случаю очередного Юбилейного 2025 года Верховный Понтифик, устанавливает следующие предписания, чтобы верующие могли «получить и плодотворно применить Юбилейную индульгенцию» (Spes non confundit, 23).6
Общее условие:
Все верующие,
-
– искренне раскаявшиеся и свободные от всякой привязанности ко греху, движимые духом милосердия, в течение Святого года очищенные Таинством Покаяния
-
– и приступившие к Святому Причастию,
-
– молящиеся в намерениях Верховного Понтифика,
смогут с отпущением и прощением своих грехов получить из сокровищницы Церкви полную индульгенцию, которая может быть применена и к душам в Чистилище, ели эти действия будут осуществлены в предписанных набожных мероприятиях.
Что такое «совершенное сокрушение о грехах»?
Человек может сожалеть о совершенных поступках и испытывать чувство вины, при этом, не имея сознания своей греховности и истинного сокрушения. Сожалеть о проступке может и неверующий человек, однако сокрушаться о грехах невозможно никому, кроме христианина. Кающийся человек осознает, что своими поступками он оскорбил Бога и нарушил Его заповеди. При этом такое сокрушение обязательно сопровождается надеждой на милосердие Божие и намерением исправиться. Все это возможно только по благодати Божией, поэтому человеку следует просить Бога о даре покаяния.
Если познание и осознание греха при испытании совести было добросовестным и глубоким, то это влечёт за собой особую боль при мысли о совершённых грехах, своего рода омерзение при воспоминании о них. Если эти чувства сочетаются с искренней волей исправления, то мы переживаем то, что является важнейшим элементом таинства примирения: сокрушение о грехах.
Церковь учит нас, что сокрушение бывает двояким: совершенным и несовершенным.
Несовершенное сокрушение, достаточное для действенности таинства примирения, чувствует тот, кто находится под впечатлением уродливости греха или же страшится справедливого Божия наказания за свои грехи в земной или вечной жизни (чистилище, ад, утрата рая).
Совершенное сокрушение порождается любовью к Богу. Чувствует её тот, кто отдаёт себе отчёт в том, что, совершая грех, он пренебрёг, оскорбил Бога, Который есть Любовь, наилучший Отец. Искреннее сокрушение о совершённых грехах всегда связано с волей, решением не совершать их более в будущем, в настоящем по-настоящему вески духовную брань против недостатков и грехов, старясь избегать даже ситуаций, которые могли бы привести к опасности согрешить. Именно в этом решении наиболее выражается любовь, являющаяся важнейшим условием отпущения грехов.
«Эти кульминационные моменты должны сопровождаться, прежде всего, свидетельством единения с Церковью, проявляющемся в молитве о намерениях Римского Папы, а также в делах милосердия и покаяния, в соответствии с приведёнными ниже указаниями: эти действия призваны выразить истинное обращение сердца, к которому ведёт единение с Христом в Таинствах. Христос воистину есть наше прощение и искупление наших грехов»7
Святой Отец выделяет три вида набожных мероприятий:
I. Святые паломничества
Верующие, паломники надежды, смогут получить Юбилейную индульгенцию, предоставленную Святейшим Отцом, если совершат благочестивое паломничество:
-
в любое святое место Юбилея: благочестиво участвуя в Святой Мессе (если это позволяют литургические нормы, то может быть отслужена юбилейная Месса или одна из вотивных Месс для примирения, прощения грехов, поощрения добродетели милосердия или укрепления согласия между народами); участвуя в Мессе при совершении таинств христианского Посвящения или Миропомазания больных; или участвуя в священнопраздновании Слова Божия; в Литургии часов (Чтения, Утренни, Вечерни); в совершении Крестного Пути; в Марианском Розарии; в Akathistos; в покаянном торжестве, заканчивающемся индивидуальной исповедью кающихся, как установлено в обряде Покаяния;
-
в Риме: посетив хотя бы в одну из четырех главных папских базилик, а именно собор Святого Петра в Ватикане, Латеранскую базилику, базилику Санта-Мария-Маджоре и базилику Святого Павла за городскими стенами;
-
на Святой Земле: посетив хотя бы в одну из трех базилик, а именно храм Гроба Господня в Иерусалиме, базилику Рождества Христова в Вифлееме, базилику Благовещения в Назарете;
-
в других церковных регионах: посетив кафедральный собор или другие церкви и святые места, указанные местным ординарием.
II. Благочестивое посещение святых мест
Верующие также могут получить Юбилейную индульгенцию, если индивидуально или в составе группы благочестиво посетят любое Юбилейное место и проведут там соответствующее время в евхаристическом поклонении и медитации, завершив их молитвой «Отче наш», исповеданием веры в любой утвержденной форме и воззваниями к Марии, Матери Божией, чтобы в этот Святой год все познали «близость самой ласковой из матерей, которая никогда не оставляет своих детей» (Spes non confundit, 24).
Верующие, которые искренне раскаиваются в грехах, но по серьезным причинам не могут принять участие в торжественных священнопразднованиях, паломничествах и благочестивых визитах (особенно монахи и монахини, находящиеся в затворе, пожилые люди, больные, заключенные, а также те, кто в больнице или других учреждениях по уходу постоянно обслуживает больных) могут получить Юбилейную индульгенцию на тех же условиях, если, объединившись духом с верующими, участвующими лично, — особенно когда слова Верховного Понтифика или епархиальных епископов транслируются через средства массовой информации, — будут читать у себя дома или там, где они находятся (например, в часовне монастыря, больнице, доме престарелых, тюрьме…) молитву «Отче наш», исповедание веры в любой утвержденной форме и другие молитвы в соответствии с намерениями Святого года, принося в жертву свои страдания или тяготы своей жизни.
III. Дела милосердия и покаяния
Кроме того, верующие смогут получить Юбилейную индульгенцию, если с благочестивым духом примут участие в народных миссиях, духовных упражнениях или встречах по изучению текстов Второго Ватиканского собора и Катехизиса Католической Церкви, проводимых в церкви или в другом подходящем месте, в согласии с намерениями Святейшего Отца.
Несмотря на правило, согласно которому в день можно получить только одну полную индульгенцию, верующие, совершившие акт милосердия в пользу душ в Чистилище, если они причащаются во второй раз в тот же день, могут получить в тот же день полную индульгенцию дважды, применимую только к усопшим (это должно происходить в рамках евхаристического празднования).
Все епархиальные епископы, а также приравненные к ним по праву, в наиболее подходящий день этого Юбилейного периода по случаю главного торжества в Кафедральном соборе и в отдельных юбилейных церквях могут передать Папское благословение с прилагаемой к нему полной индульгенцией, которую могут получить все верующие, принимающие это Благословение на обычных условиях.
Мероприятия Юбилейного года в России.
Конференция Католических Епископов в России обратила внимание на важные события, связанные с Юбилеем 2025 года под девизом «Паломники надежды»: на мероприятия, проходящие в юбилейных храмах в 26 городах России;
-
паломничество иконы «Спасение народа римского»:
-
до конца марта — в Преображенской епархии,
-
до конца июня — в Епархии Св. Иосифа,
-
до конца сентября — в Архиепархии Божией Матери,
-
до декабря — по Епархии Св. Климента;
-
на юбилейные конгрессы в Новосибирске, в Иркутске (13–15 июня), в Санкт-Петербурге (12–14 сентября), в Марксе на Волге (21–23 ноября);
-
всероссийское паломничество в Рим с 14 по 20 октября 2025 года8.
Юбилейные Храмы в России.
Значение юбилейных храмов заключается в том, что благочестивое паломничество в эти храмы в духе юбилейного года (выполняя предписанные условия индульгенций) дают юбилейную индульгенцию, и двери этих храмов отождествляют собой Святые Врата Храма Святого Петра в Ватикане, главного Юбилейного Храма.
Архиепархия Божией Матери в Москве:
— Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.
— Базилика Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге.
— Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге.
— Святилище Божией Матери Фатимской в Калининграде.
— Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Орле.
— Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Перми.
Преображенская епархия в Новосибирске:
— Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске.
— Храм Иисуса Христа, Царя Вселенной, в Барнауле.
— Храм св. Анны в Екатеринбурге.
— Храм Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в Кемерово.
— Храм св. Иосифа Труженика в Сургуте.
— Храм св. Георгия Победоносца в Омске.
— Храм св. Праведного Иосифа в Тюмени.
Епархия св. Климента в г. Саратове:
— Кафедральный собор свв. Апостолов Петра и Павла в Саратове.
— Храм свв. Апостолов Фаддея и Симона в Сочи.
— Храм св. Либория в Краснодаре.
— Храм Преображения Господня в Пятигорске.
— Храм Тайной Вечери в Ростове-на-Дону.
— Храм св. Николая в Волгограде.
— Храм Воздвижения Святого Креста в Казани.
Епархия св. Иосифа (центр – в г. Иркутске):
— Кафедральный собор Непорочного Сердца Божьей Матери в Иркутске.
— Храм Преображения Господня в Красноярске.
— Храм Христа — Солнца Правды в Якутске.
— Храм Рождества Христова в Магадане.
— Храм Пресвятой Богородицы во Владивостоке.
— Храм святых Кирилла и Мефодия в Братске.
— Храм святых Петра и Павла в Чите.
Подготовила с. Мария Радости Божией
1 Статья: Индульгенция — дар Божьего Милосердия на официальном сайте Епархии Святого Климента в Саратове: «Римско-католическая епархия святого Климента в Саратове», от 1.03.2016 года, семьи Щетинских, https://dscs.ru/archives/3792
2 ККЦ, 1471.
3 ККЦ, 1478.
4 Иоанн Павел 2, Папа Римский, Incarnationis Mysterium, Булла по поводу великого юбилея 2000 года, Рим. 9.10.1998 г, 7.
5 Статья: Что такое Юбилейный Год? на официальном сайте Епархии Святого Климента в Саратове: «Римско-католическая епархия святого Климента в Саратове», от 2.03.2016 года, семьи Щетинских: https://dscs.ru/archives/3789.
6 Франциск, Папа Римский, Spes non confundit, (надежда не постыжает) (Рим 5:5), Булла об объявлении Очередного Юбилейного 2025 года, Рим, Латеранская базилика, 9 мая 2024 г., Торжество Вознесения.
7 Иоанн Павел 2, Папа Римский, Incarnationis Mysterium, Булла по поводу великого юбилея 2000 года, Рим. 9.10.1998 г, условия получения Юбилейной индульгенции.
8 LXI заседании Пленарного Собрания Конференции католических епископов России (ККЕР), 4-5 февраля, г. Новосибирск.