Епископ Клеменс Пиккель

Рождественское послание


Возлюбленные братья и сёстры!

Сегодня я попросил Святого Франциска помочь мне написать моё пастырское поздравление. Я имею в виду Франциска Ассизского, того, который ровно 800 лет тому назад со своими братьями недалеко от итальянской деревни Греччо в Сабинских горах, в одной из тамошних пещер, готовился к Рождеству и встретился с Сыном Божьим. Жители из окрестных мест были приглашены в ту рождественскую ночь посмотреть, почувствовать запах, потрогать Вифлеемский вертеп – солому, быка, осла… Франциск хотел увидеть своими глазами, на какую нищету согласился наш Спаситель, посмотреть, какую любовь дал нам Отец – Бог. Люди пришли с факелами к пещерам монахов. Пишется, что весь лес был освещён ими. Но ещё сильнее разгорелся огонь в сердцах людей от радости из-за рождения Младенца Иисуса в их – в нашем – мире. Эту радость они унесли домой к своим близким, к больным, например. Огонь этой радости помогал им впредь проходить и через смутные дни на своем пути.

Святой Франциск – один из самых известных монашествующих в Католической Церкви. Мы знаем некоторые из его молитв. Многие из вас видели хотя бы один художественный фильм о нём. Нынешний Папа Римский носит его имя. В нашей Епархии братья святого Франциска служат в Астрахани и Воронеже, и один священник-францисканец в данный момент немного помогает нам в Саратове. Приход в Элисте – Приход святого Франциска. Существуют группы третьего ордена святого Франциска, например, в Ростове. При совершении Миропомазания я нередко слышу, что молодые люди выбрали себе его имя, а значит, идеал его жизни.

Святой «Поверелло», как его назвали, (по-русски: «бедняк») был жизнерадостным и очень активным человеком. Все началось с того, что Франциск услышал, как Господь попросил его восстановить Его Церковь. Франциск буквально начал восстанавливать разрушенную часовню, о которой он знал. Только со временем он понял, что речь шла о чём-то гораздо большем.

Братья и сёстры, с помощью святого Франциска я хотел бы немного задержаться с вами на понимании «активности».

Иногда людей делят на активных и пассивных. Активные – хорошие. Пассивные – не хорошие. Энтузиасты и лентяи, деловые и бездельники. В этом что-то есть, но такой взгляд поверхностный, и потому может оказаться несправедливым. Ведь «пассив» происходит от латинского passivus – страдающий. Сколько есть страдающих людей, которые, на чисто внешний взгляд, не могут быть активными (из-за отсутствия ног или зрения, из-за заключения или старости, а также, наоборот, нуждающиеся в защите из-за младенческого возраста)!

В монашестве делают различие между апостольским и созерцательным направлениями. Апостольские – это те, которые дают свидетельство посвящённой Богу жизни среди людей. Они проповедуют, катехизируют, помогают семьям, бездомным, ухаживают за больными и так далее. Одним словом: они «активные». А созерцательные ордена, это те, которых даже не видишь, которые не выходят из монастыря, но там «всё время» молятся, с любовью сострадая Христу и братьям, …может быть и нам? В любом случае, на первый взгляд, они выглядят более пассивными.

Таким образом, наш святой Поверелло и его орден – францисканцы – попадают в категорию апостольских, активных, ревностных свидетелей Евангелия в нашем мире. И это то, что, вероятно, и нужно в наше время. А если мы могли бы спросить самого святого, кем он себя считает? Мне кажется, что, к удивлению многих, мы получили бы ответ неожиданный: святой Франциск был очень созерцательным человеком, да, мистиком! Он любил тишину и всё подобное, что помогало ему быть ближе к Господу. Но в своём желании созерцать Бога, он не закрывался от людей. Наоборот, глубоко в своём сердце Франциск хотел взять их за руку, и привести каждого к своему Творцу, ведь в этой встрече и есть истинное счастье человека, неугасающий смысл жизни.

И поэтому святому из Ассизи 800 лет назад пришла мысль создать реалистическую обстановку, как это было в Вифлееме. Смысл этой акции не был в каких-либо ролях и словах выступающих. Говорят, вообще не было «актеров». Солома, ясли (кстати, пустые), бычок, осёл и всё! Простые люди должны были увидеть глазами, а потом – сердцем; пощупать солому, а потом – дать Богочеловеку место в вертепе своей души, в своей реальной повседневной жизни.

В рождественскую ночь 1223 (тысяча двести двадцать третьего) года Сын Бога пришёл в Греччо в слове и в таинстве во время Святой Мессы, которую братья совершали на алтаре, установленном в пещере над яслями. Франциск, который был диаконом, читал, вернее, пел, Евангелие, а созерцающий народ ликовал, радуясь великому смирению Бога.

Братья и сёстры, возможно, нам было бы полезно в некоторых областях нашей современной жизни быть немного менее активными, (яркий пример: в соцсетях). Каждый из нас нуждается в созерцании, каждый. Иначе активности нашей христианской жизни превратятся в ролевую игру. Да, иногда мне кажется, что реальность нашей повседневной жизни в последнее время незаметно отдалилась от жизни с Богом. Помните слова притчи о сеятеле, где говорится о посеянном в тернии, что «означает того, кто слышит слово, но забота века сего… заглушает слово, и оно бывает бесплодно»? (см. Мф 13,22) Другими словами: человек может быть настолько занятым делами, планами, переживаниями, печалью или просто собой, что не услышит ангелов, которые и сегодня провозглашают пришествие Спасителя.

Дорогие, от всего сердца я поздравляю вас с Рождеством Христовым! Созерцая Младенца, повторяю слова из Евангелия от Луки: «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». (Лк 21, 28)

С любовью во Христе,

Ваш + Клеменс Пиккель

Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове

Саратов, Рождество Христово 2023 г.