В этой проповеди буду использовать введение к энциклике Veritatis splendor Сияние Истины Святого Иоанна Павла Второго.

Сияние истины светится во всех делах Создателя, но именно в человеке, сотворённом по образу и подобию Божию (ср. Быт 1,26), истина освещает разум и свободу и тем ведёт его к познанию и любви ко Господу. Поэтому и псалмопевец взывает: „Яви нам свет лица Твоего, Господи!“ (Пс 4,7).

Во введении в энциклику «Сияние Истины» святой Иоанн Павел Второй говорит о том, что Иисус Христос – истинный свет, просвещающий каждого человека.

Первый важный момент, который отмечает Иоанн Павел Второй, это то, что люди, призванные к спасению верой в Иисуса Христа, в „Свет истинный, Который просвещает всякого человека“ (Ин 1,9), становятся „светом в Господе“ и „детьми света“ (Еф 5,8) и освящаются „послушанием истине” (1 Петр 1,22).

Это послушание не всегда просто. Следствием таинственного первородного греха, совершённого под влиянием искушения дьявола, который есть „лжец и отец лжи“ (Ин 8,44), стало постоянное склонение им человека к тому, чтобы он отводил свой взор от живого и истинного Бога и устремлял его к идолам (ср. 1 Фес 1,9), и тем заменил „истину Божию ложью“ (Рим 1,25). Таким образом притупляется способность человека к познанию истины и ослабляется воля к подчинению ей. И человек, поддаваясь релятивизму и скептицизму (ср. Ин 18,38), начинает искать ложную свободу вне истины.

Тьма заблуждения и греха не может, однако, совсем угасить в человеке свет Бога Создателя, пишет Иоанн Павел Второй. В глубине сердца каждый человек испытывает постоянную ностальгию по абсолютной истине и жаждет познать её в полноте. Очевидным свидетельством этого является то, что человек неутомимо ищет абсолютную истину в любой сфере деятельности и в каждой области. Ещё больше это подтверждает поиск смысла жизни. Развитие науки и техники, хотя и является блестящим свидетельством образованности и упорства человека, не отвечает на основные религиозные вопросы человечества; оно скорее становится для него импульсом к тому, чтобы встать на путь крайне изнурительной и решительной борьбы, происходящей в сердце и совести.

Второе, о чём говорит Иоанн Павел Второй, это то, что ни один человек не может избежать основных вопросов, таких, как: Что я должен делать? Как отличить добро от зла? Ответ можно найти только в сиянии истины, которая исходит из глубины человеческого духа, как об этом свидетельствует псалмопевец: „Многие говорят: „кто покажет нам благо?“ Яви нам свет лица Твоего, Господи!“ (Пс 4,7).

Свет Божьего лица сияет в полноте своей красоты в лице Иисуса Христа, в „образе Бога невидимого“ (Кол 1,15) и в „сиянии Его славы“ (Евр 1,3), „полном благодати и истины“ (Ин 1,14). Он есть „путь и истина и жизнь“ (Ин 14,6). Поэтому решающий ответ на каждый вопрос человека, прежде всего религиозного и нравственного характера, даёт только Иисус Христос. Даже больше – сам Иисус Христос является ответом, как об этом напоминает Второй Ватиканский Собор: „В самом деле, тайна человека истинно проясняется лишь в тайне Воплотившегося Слова. Ведь Адам, первый человек, был образом будущего, то есть Христа Господа. Христос, последний Адам, в Откровении тайны Отца и Его любви полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание“.

Иисус Христос, „свет народам“, освещает лицо своей Церкви, которую обращает ко всему миру, чтобы она благовествовала Евангелие всему творению (ср. Мк 16,15). Поэтому Церковь, народ Божий между народами, осознавая новые призывы истории, а также человеческое стремление к поиску смысла жизни, несёт всем ответ, источником которого является истина Иисуса Христа и Его Евангелия. Иоанн Павел Второй отмечает, что в Церкви постоянно присутствует живое сознание того, что ей „надлежит во всякое время различать знамения времён и толковать их в свете Евангелия, чтобы она могла дать каждому поколению подобающий ответ на вечные вопросы людей о смысле нынешней и будущей жизни и об их взаимосвязи“.

Церковь знает, напоминает святой Иоанн Павел Второй, что нравственные вопросы глубоко беспокоят каждого человека и занимают всех, даже тех, кто не знает Христа и Его Евангелия, и вообще не знает Бога. Церковь понимает, что именно посредством нравственной жизни перед всеми открывается путь спасения. Об этом ясно напоминает и Второй Ватиканский Собор, который говорит: „А те, кто не по своей вине не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремится исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, могут обрести вечное спасение“. И добавляет: „Божественное Провидение не отказывает в помощи к спасению тем, кто не по своей вине ещё не достиг ясного познания Бога, но пытается вести правильную жизнь не без благодати Божией. Ибо всё доброе и истинное, что можно у них обнаружить, Церковь считает неким приготовлением к Евангелию и даром Того, Кто просвещает всякого человека, чтобы он, наконец, обрёл жизнь“.

Давайте сегодня попросим, братья и сёстры, через заступничество Пресвятой Богородицы, чтобы Свет, который есть Христос, всегда освещал наши сердца.

о. Джованни Арбелаес

Послушать проповедь можно по ссылке https://disk.yandex.ru/d/cg8c6ygFVAzPRg