В сегодняшней проповеди расскажем о значении слова «Агнец Божий»
I) Во- первых: в Ветхом Завете
A) Во времена Патриархов
1) «Агнец» во время Адама.
Бог после грехопадения сделал Адаму и его жене одежды кожаные и одел их. Это первый знак Агнца. После греха Бог одел Адама и Еву в кожаные одежды. Конечно, есть жертва. Потому что есть смерть животного и проливание крови.
Второй момент: Также «и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт 4, 4), жертвоприношение приятное Господу.
1) «Агнец» во времена Авраама.
«И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой!Он отвечал: вот я, сын мой.Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!Он сказал: вот я». (Быт 22, 6-11).
Во-первых: Авраам верует, что Бог усмотрит Агнца для жертвоприношения, «когда Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт 22, 8). «И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:13).
и во- вторых: Агнец и Сын. «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт 22, 9) .
iii) «Агнец» во время Моисея.
«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: …. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.
Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки.
Когда войдёте в землю, которую ГосподьЬ даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение» (Исх 12, 1 3, 5-7, 12-13, 23-25).
В Моисее показывает нам:
Во-первых, кровь Агнца спасает иудеев. «И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» .
Во-вторых: «Агнец» – знак народа господа. «Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» (Исх 12, 24).
В-третьих: «Агнец» – как знак пребывания Бога с Израилем. И бог даст им землю.
B) Во времена Пророков
1) Иезекииль
«Каждый день приноси Господу во всесожжение однолетнего агнца без порока; каждое утро приноси его» (Иез 46, 13).
«Пусть приносят во всесожжение агнца и хлебное приношение и елей каждое утро постоянно» (Иез 46, 15).
2) Исаия
пророчество о Христе:
«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53, 7).
3) Иеремия
пророчества о Христе: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: “положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось”» (Иер 11, 19).
II) Во –вторых: в Новом Завете.
- Евангелие
- Евангелие от Ионна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин 1 29).
- «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин 1, 36).
Святой Иоанн Креститель показывает Агнца Божьего, то есть того, в котором исполняется обещание Бога.
- В послании Апостола Петра в выражении «Агнец Божий» сокрыта глубокая тайна: «но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Петр 1, 19-20).
- В послании святого апостола Павла к евреям: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: “жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже”. Сказав прежде, что “ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,— которые приносятся по закону,— Ты не восхотел и не благоизволил”, потом прибавил: “вот, иду исполнить волю Твою, Боже”. Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр 10, 4-10).
- В Окровении,
«И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр 5, 6).
«которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр 5, 12.)
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» (Откр 6, 1).
«ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрёт Бог всякую слезу с очей их» (Откр 7, 17).
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр 14, 1).
«Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр 17, 14).
«Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель— храм его и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его— Агнец» (Откр 21, 22-23).
- в святой Мессе
Как мы хорошо знаем, Иисус Христос остаётся с нами в Евхаристии, и поэтому мы после «Отче наш» повторяем такие глубокие слова: «Вот Агнец Божий берущий на себя грехи мира. Блаженны званые на вечерю Агнца».
Попросим по заступничеству Богородицы, чтобы мы всегда могли ответить так: «Господи, я недостоин, чтобы ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя».
о. Джованни Арбелаес
Послушать проповедь можно по ссылке https://disk.yandex.ru/d/D_yOra4jySw6gg