КРЕСТНЫЙ ПУТЬ – «Когда небеса молчат…»

ВСТУПЛЕНИЕ

Крестный путь Господа нашего Иисуса Христа всегда остаётся для нас уроком, в котором мы можем учиться тому, как воспринимать страдания и трудные минуты, встречавшиеся нам на нашем жизненном пути.

В следующих размышлениях в большой мере использованные тексты, цитаты и мысли из книги «Когда небеса молчат» (Издательство «ПОСОХ», Новосибирск, 2006), автором которой является пастор Рональд Данн (Ronald Dunn, WHEN HEAVEN IS SILENT, 1994). Он сам пережил глубокое страдание – его сын заболел шизофренией и в возрасте восемнадцати лет покончил жизнь самоубийством. После этого последовала тяжёлая депрессия, которую автор преодолел только через 10 лет. В упомянутой книге он потом изложил свой опыт переживания своих страданий.

Эти размышления, конечно, не стремятся к тому, чтобы дать полный ответ на вопросы, связанные с тайной человеческого страдания, с которой мы так или иначе сталкиваемся, но могут нам помочь посмотреть на них с новой точки зрения.

I. Первое стояние

Иисуса Христа осуждают на смерть

В. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя,

О. Ибо Ты святым Крестом Своим искупил мир.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3,16)

«Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф16, 21-23)

Почему Бог действует именно так?

Как часто мы похожие на Петра, смотря на страдания Христа, смотря и на свои страдания.

Наши мысли не всегда совпадают с замыслом Божьим. А Божий замысел – лучший из возможного. Господь предвидит и предвосхищает события. Господь предвидит и всё, что происходит в моей жизни. Многих верующих подвергает в ужас фраза: «Открыть для себя волю Божию!». И зачастую, стремясь отыскать Господню направляющую руку, мы просто ищем Божьего одобрения собственным поступкам и решениям.

Стоит задуматься над следующими словами:

У вас в голове может возникнуть прекрасная идея, но она может быть и не от Бога.

У вас в голове может возникнуть прекрасная идея, и она может быть от Бога, но быть несвоевременной.

У вас в голове может возникнуть прекрасная идея, и она вполне может быть от Бога, но предназначена не для вас.

Господи научи нас более думать о том, что «Божие», чем о том, что «человеческое» и принимать Твой замысел с нами.

II. Второе стояние

На Иисуса Христа возлагают крест

«Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр 2,10)

Может ли быть крест благословением?

Христос, которого мы исповедуем, стал совершенным «через страдания». Мы же предпочитаем становиться совершенными через успехи. Но благодать Божья не избавит нас от того, от чего не был избавлен даже Христос – от мук.

У Господа на каждого из нас есть свой замысел, способствовать которому будут даже наши страдания и несчастия. Это не значит, что Бог намеренно привносит их в нашу жизнь, нет, но если они случаются, Он обращает их нам во благо – согласно Его соизволению. Божье соизволение состоит в том, чтобы сделать нас подобными Христу (ср. Рим 8,29). Мы были сотворены по образу Божию. С искажением образа Божия в человеке всё в его жизни претерпело изменения – особенно его отношения с Богом. Но в нас всё ещё существует, хотя в несколько повреждённом виде, способность познавать Бога и общаться с Ним.

Это парадоксально, но часто самые великие дела в нашей жизни Господь совершает к нашему огромному неудовольствию и против нашей воли.

«Имя Иисуса Христа – это не волшебное заклинание, способное в мгновение ока преобразить сей падший мир в невинный рай. Иисус Христос – это не мгновенный ответ на все наши запросы, а если и ответ, то только в свете случившегося на кресте» (Кодзуке Кояма).

Истинная сила нашей веры – то, что мир называет немощью, а победа – то, что мир называет поражением (ср. 1 Кор 1,21-25).

Господи, научи нас понимать, что то, против чего мы так страстно выступаем, Ты может использовать, чтобы благословить нас.

III. Третье стояние

Иисус падает под бременем креста

«Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою»? (Лк 24,26)

Почему происходит такое?

Если внезапно что-то случается, если перед нами вдруг возникает какое-то препятствие, происхождение которого мы не можем себе объяснить, мы сразу спрашиваем «почему?» И этот оставшийся без ответа вопрос, нарушает упорядоченность жизни, в которую мы свято верим. Нам нравится думать, что мы живём в хорошо организованной вселенной, где всё имеет свой смысл. Каждому событию есть логическое объяснение и у каждого следствия есть причина. Мы даже требуем, чтобы мир был полон порядка и подвластен контролю. И такой взгляд на мир придаёт нам уверенность в завтрашнем дне и предохраняет нас от безумия. Но безответное «почему?» угрожает разрушить наш карточный домик, столь прочный на вид.

В попытке восстановить утраченную власть над собственной жизнью, мы прибегаем к разным практикам и магическим обрядам. Мы готовы поверить гадалкам или экстрасенсам, соблюдать странные советы сомнительных «целителей»… Для многих верующих даже молитва и вера являются не средством исполнения Божьей воли, а лишь инструментами для управления собственной жизнью…

Пережив опустошительную трагедию, пытаясь собрать воедино осколки нашей веры, мы не стесняемся вызвать самого Бога на ковер, и требуем от Него объяснений – и пусть Он только попробует не предоставить нам достаточно веских обоснований того, что сделал! Но мы забываем, что Бог – это Бог; Он может делать всё, что Ему угодно и Он не обязан отчитываться перед нами за свои поступки.

«Странно как-то получается, но, похоже, именно страдания способны привести в нашу жизнь духовный смысл и именно потому, что таят в себе бездну недостижимого и неразгаданного» (Габриэль Марсель).

Господи, уповаю на Тебя.

IV. Четвёртое стояние

Иисус Христос встречает свою Пречистую Матерь

«Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8,18)

Почему страдают праведники?

Может быть, вопрос состоит не настолько в том, почему страдают праведники, а в том, почему праведники служат Богу. А почему я славлю Бога? Потому ли, что Он посылает мне Свои благословения? А что если блага прекратятся? Что если Он заберёт даже то, что когда-то даровал? Возможны ли вообще истинная вера, истинная набожность? Возможна ли полная и беззаветная преданность человека Богу, без всяких условий типа: Ты – мне, я – Тебе, без всяких соглашений и договоров? Может ли кто-нибудь служить Богу, когда жизнь его рассыпается в прах?

Материнский молчаливый взгляд Марии содержит в себе единственный подходящий ответ, единое, неизменное – «Да».

Господи, научи нас любить Тебя бескорыстно.

V. Пятое стояние

Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

«Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф 27,32)

Почему я?

Симону и нам вопрос хорошо знакомый. Он появляется первым, когда с нами случается, что-то неприятное. «Почему именно я?» – вопрос довольно глупый, поскольку он ничего не решает. Он сужает наше восприятие действительности исключительно до понимания «несправедливости» наших несчастий. Он погружает человека в хаос. Он уничтожает в человеке способность к осмысленному существованию…

Более верный вопрос, к которому вдохновляет нас сам Иисус, звучит примерно так: «Что теперь?» Этот вопрос преображает наши страдания, превращая их из случайного и необъяснимого стечения обстоятельств в живую и действующую часть единого замысла великого Бога. Он выводит нас из транса, в который погружает нас жалость к самим себе. Волна жалости к самим себе захлестывает нас и разбивает вдребезги. Жалость к самим себе делает человека озлобленным, желчным и циничным.

Мы создали себе свой мир, а себя поместили в самый центр, и эта «эгоцентричная структура» ограничивает наше мышление рамками нашей личной маленькой вселенной. А эгоисты, как правило, люди несчастные. Они не знают покоя, потому что никак не могут достичь того, чего более всего желают: они не могут управлять собственной судьбой. Они не могут отрицать, что не им решать, какой быть их судьбе.

Когда мы спрашиваем: «Что теперь?» мы переносим своё внимание с самих себя на Бога и на то, что Он собирается совершить в нашей жизни… Вопрос «Что теперь?» означает, что мы всё ещё движемся, развиваемся, растём. Иными словами, у нас есть будущее, нам есть на что надеяться. Когда мы находим в себе силы спросить себя «Что же теперь?», тем самым мы подтверждаем прочность нашей веры в то, что Господь всё лучшее сберегает на потом, и мы становимся частью дел Его.

Чем больше мы доверяем Богу, тем меньше становится наше желание всё понять.

Господи, помоги нам осознать эту простую истину.

VI. Шестое стояние

Святая Вероника отирает Божественный Лик Спасителя

«Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис 50,10)

Как быть?

Что вы делаете, когда не знаете, что делать? Тьма, отчаяние, депрессия – неужели это вполне закономерные ощущения любого духовно развитого человека? Пророк Исаия думал именно так: Богобоязненного и богопослушного человека можно узнать по тому, как он действует во тьме.

Иногда тьма может иметь вполне объективные причины. Иногда у нас гаснет свет из-за нашей собственной небрежности в исполнении наших духовных обязанностей или из-за элементарного непослушания.

Самое опасное во тьме – это наше отчаянное желание видеть происходящее.

Вечер и ночь тоже части дня, как и утро и полдень. Если тьма существует, она существует потому, что Господь по Своему – одному Ему ведомому желанию, решил удалить свет. Разжигая свой собственный огонь, мы нарушаем замысел Божий.

«Вы не обязаны сидеть на улице в темноте. Однако если вы захотите посмотреть на звёзды, вы поймёте, что темнота вам необходима. Сами же звёзды этого не требуют» (Анна Дилард).

Когда Господь удаляет от нас свет, Он хочет показать нам, что есть нечто лучшее, чем свет, – вера! Как поётся в старинном гимне:

Когда свет потускнет в ослабших глазах,

своего не своди с Христа взора.

Когда живость исчезнет в уставших ногах,

оставайся стоять у престола.

Когда дряхлые руки откажут служить,

всё равно к небесам их простри.

И Израильский Бог, даровавший нам жизнь,

будет с нами до края земли.

Господи, как просто поступает Вероника в непростой ситуации. Как бы хотела и нам сказать: Когда не знаете, что делать, делайте то, что знаете.

VII. Седьмое стояние

Христос второй раз падает под бременем креста

«Петр сказал: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился»? (Мф 14, 28-31)

Разве со мной может такое случиться?

Ощущение дезориентации – законное чувство в духовном опыте любого верующего…

Записывая в книги свою веру, израильтяне не исключали мрак и тьму из своего религиозного опыта. Свидетельство тому найдём особенно в некоторых псалмах. Но ещё более удивительно в этих «псальмах дезориентации» то, что ни один из авторов ни разу ни словом не обмолвился о том, что он более не верит или не доверяет Богу. Даже в самом мрачном из псалмов Бог выступает перед нами как Тот, Кто всегда присутствует рядом и Кто внимательно следит за «дезориентацией» и сумбуром, царящими в нашей жизни. И именно такая дерзкая, упрямая, возмущающая и ропщущая вера даёт нам новый источник жизни даже в глубинах преисподней.

Кто-то сказал, что «святой – не тот, кто никогда не ошибается и не терпит неудач, а тот, кто после каждого падения встает и идет дальше».

Господи, не лишай нас никогда Своей простёртой руки!

VIII. Восьмое стояние

Христос утешает плачущих женщин

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк 12,4-5)

Почему меня никто не понимает?

Человеческое понимание ограничено и весьма субъективно. События трагичны не для тех, кто не может принять вопросов без ответов и не для тех, кто не может принять ответов в виде вопросов и не для тех, кто вообще не задаёт никаких вопросов, а для тех, кто думает, что нужного понимания и сочувствия страдающему дают лёгкие ответы.

Обычно сострадание проявляет человек, который не страдает, человеку страдающему. А здесь – точно наоборот. Плачущие женщины проявляют сочувствие Страдальцу. Но Иисус превосходит их и проявляет Своё внимание к ним. Плакать над страданиями других – это важно; плакать над неутешительным состоянием своей души, искалеченной грехом – намного важнее.

Господи, научи нас проливать слёзы тогда, когда надо.

IX. Девятое стояние

Иисус падает под бременем креста в третий раз

«Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою: да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои» (Пс 87,2-10)

Почему бывает так тяжело?

«Тёмная ночь в душе» – это

когда ваши многочисленные «почему?» остаются без ответа,

когда привычные источники благодати – молитва, служение, песнопение… – не могут поднять ваш сломленный дух,

когда вас не трогают никакие проявления духовности,

когда проверенные формулы, почерпнутые вами на семинарах или проповедях, внезапно становятся пустыми и бессмысленными,

когда в вашей жизни случаются события, за которые вы не в состоянии прославить Бога и о которых вы не способны даже молиться.

Вы можете проклинать дьявола, клясться на крови, обвешиваться чесноком в надежде отпугнуть от себя всякую нечисть, – но ничто не в силах вырвать вас из этой непроглядной тьмы…

Иногда единственный способ пережить эту боль – высказать её вслух. Нет ничего страшного в том, чтобы рассказать Богу о том, что творится в вашей душе. Вы не откроете Ему ничего нового. Тем более, вы не сможете сказать ничего такого, что бы удивило Его или шокировало. Ещё ни разу не было слышно, чтобы в ответ на чью-либо исповедь Господь сказал бы: «Ну, надо же, о тебе бы Я такого никак не подумал!».

Господи, скажи только слово и исцелится душа моя.

X. Десятое стояние

Иисуса Христа обнажают

«Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов 1,20-22)

Почему с хорошими людьми случается дурное?

«Человеческая нравственность не гарантирует счастья в этой жизни. Равно как и счастье не обязательно способствует нравственной жизни» (M.J.Buckley, S.J.).

Станет ли кто служить Богу, если его ровная и спокойная жизнь вдруг обратится в трагедию? Находясь в такой ситуации, человек часто рассуждает так, как отец, переживший самоубийство сына: Я всю свою жизнь верил в Бога, служил Ему, молился, ходил в церковь…разве я заслуживаю такого обращения? Разве я не в праве рассчитывать на что-то лучше? Это не справедливо! Справедливости! Это всё, чего я прошу, Господи! Неужели я слишком многого хочу? Разве это справедливо, что дети наших знакомых растут, оканчивают университет, устраиваются на работу, женятся, рождают детей, в то время как мой сын лежит в могиле? Всего лишь немного справедливости, Господи!

Вера всегда представлялась мне своеобразным буфером, большой и мягкой подушкой, способной смягчать любые удары судьбы. Но когда один из ударов оказался чуть посильнее, когда боль от него проникла в мою веру и пронзила плоть, тогда и появились первые сомнения. Тогда-то я и сделал леденящее душу открытие: оказывается, можно верить Богу и в то же время страдать. Именно в такие моменты вы начинаете осознавать, какова же в действительности ваша вера и начинаете понимать, что вера, основанная на благополучии, неискренна.

Господи, прости нам наше малодушие.

XI. Одиннадцатое стояние

Иисуса Христа пригвождают к кресту

«Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9,1-3)

Всегда ли страдания расплата за грех?

Страдания появляются не только от потери имущества или близких нам людей и не только от физической боли, которую мы испытываем. Есть и другие источники. Одним из них является осознание того, что та правоверная доктрина, которой мы придерживались всю свою жизнь, оказалась ложной. Одна из таких доктрин – как было в давние времена, так и сегодня – довольно проста и звучит так: Бог благословляет праведных и проклинает неправедных.

Все мы строим нашу жизнь, опираясь на некую систему взглядов, на веру в то, что в этом мире существует порядок и справедливость, которыми управляет Всевышний Творец. И вот когда рушится наша внутренняя крепость, дающая нам ощущение защищённости и безопасности, жизнь наша превращается в бессмысленный хаос – если только нам не удаётся проникнуть в корень вещей и найти подобающее объяснение происходящему, которое вернуло бы смысл нашему существованию. Во времена ветхозаветного страдальца Иова и во времена Христа таким объяснением был грех.

Казалось бы, что подобное мировоззрение осталось в прошлом, ведь так?

Нет, не так. Дело в том, что все мы чувствуем себя виноватыми, когда у нас случаются неприятности. Мать, стоящая у постели больного ребёнка, шепчет в отчаянии: «Это Бог меня наказывает!» Она точно не знает, за что, но наверняка есть причины. Человек, у которого угнали машину, размышляет, какой же грех он совершил и т.п.… Кажется, каждый из нас испытал нечто подобное. Возможно, это «нормально» – думать, что все наши страдания обусловлены совершенными нами прегрешениями. Очень многие разделяют эту точку зрения. Однако такие люди, которые в качестве решения предлагают другому человеку, испытывающему трудности, совет «веровать сильнее» или «исповедовать свой грех», сильно ошибаются.

Когда корабль нашей жизни терпит крушение, когда мы не понимаем, за что нам приходится терпеть все эти муки, мы, вынуждены искать новые пути общения с Богом и новые размышления о Нём. Будем ли мы и дальше служить Ему?

«Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин 21,17)

XII. Двенадцатое стояние

Христос умирает на кресте

«Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2,6-11)

Останусь ли я верным Богу, даже если мне покажется, что Он покинул меня?

Отчуждение… Одиночество… Озлобленность… – Такова последовательность чувств, которые испытывает человек, когда страданиям его не видно конца.

Озлобленность – источник боли и несчастий, особенно когда она направленная на Бога.

Одиночество – это самое тяжкое испытание для человека, и именно оно причиняет страждущему больше всего боли. Самое ужасное ощущение одиночества возникает не оттого, что вы чувствуете себя отверженными семьёй, друзьями или обществом, а оттого, что вы чувствуете себя отвергнутым Богом.

Отчаяние страждущего обусловлено не степенью его страдания, а остротой ощущения отчуждённости его от Бога. Был прав тот, кто сказал: «Радость – это не отсутствие страданий, а присутствие Бога» (Тейяр де Шарден).

Христос на кресте не роптал о боли в пронзённых руках или в боку или о позоре, который испытывает нагой человек. Он возопил: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» (Мк 15,34). Но и с упованием добавил: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк 23,46).

Господи, в самые трудные минуты научи и меня говорить так.

XIII. Тринадцатое стояние

Иисуса Христа снимают с креста

«Мария сказала: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, …что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его»…(Лк 1,46-47.49)

«При кресте Иисуса стояла Матерь Его»… (ср. Ин 19,25)

Почему мы только виним Бога за то плохое, что происходит в нашей жизни?

Когда с нами происходит что-нибудь хорошее, мы не терзаем себя лишними вопросами, нет – это бывает только в случае несчастья. Говорит один врач-психиатр: «Странное дело. Сколько раз мои пациенты и знакомые задавали мне один и тот же вопрос: Доктор, почему в мире существует зло? И никто за все эти годы не спросил меня: Почему в мире существует добро?»

В одном городке в аварии погиб молодой человек. Ни он, ни его родные не были верующими. Один из организаторов похорон пригласил пастора из церкви провести церемонию. За день до похорон тот зашёл к родителям юноши обсудить последние детали. В ходе разговора он спросил у матери, можно ли ему будет помолиться над гробом. Женщина пришла в ярость и закричала ему в лицо: «Никаких молитв! Слышите?! Господь забрал у меня моего мальчика! Никаких молитв в этом доме не будет!»

Может быть, впервые за многие годы эта женщина вспомнила о существовании Бога. И, наверное, впервые признала, что Он на что-то способен. Также можно сомневаться, что, когда её сын только родился, она воздала хвалу и благодарность небесам; к рождению ребёнка Бог отношения не имел, – только к его смерти…!?

«Земля полна небес, и каждый куст – в божественном огне, но только тот, кто видит это, снимает обувь, остальные срывают ягоды» (Э.Б. Браунинг – поэтесса).

Святая Мария, Матерь Божья, молись о нас грешных, ныне и в час смерти нашей.

XIV. Четырнадцатое стояние

Погребение Иисуса Христа

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2,10)

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19,25-27)

У Бога есть для нас награда?!

У одного человека умерла жена.

Время от времени кто-нибудь сочувственно говорил ему: «Я слышал – вы потеряли жену».

«Нет, – отвечал он, – я её не терял. Я точно знаю, где она сейчас. А если вы знаете, где человек находится, значит, вы его не потеряли».

Господи, верую в воскресение тела и в жизнь вечную.

Заключение

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин 4,9-10)

Иисус Христос пришёл не для того, чтобы разгадывать загадки жизни, но для того, чтобы исполнить волю Отца Своего. Так, что вместо того, чтобы печься о необъяснимых тайнах вселенной, людям следовало бы позаботиться о собственной душе. Христос не стал отвечать на вопрос о причинах человеческих страданий, потому, что не это главное. Главное – это то, как мы воспринимаем наши несчастья, и какие уроки из них извлекаем.

«… Христос прекрасно знал обо всех людских страданиях, об их боли и скорбях. Но перед лицом довлеющего зла Он не давал ему никаких философских или богословских оправданий… Это не какой-то далёкий и зловещий недосягаемый Бог, это Бог близкий в Своей непостижимой благости, Который не даёт пустых обещаний на будущее и не клянётся рассеять поглотившую нас тьму от осознания суетности и тщетности нашего существования. Напротив, среди этой тьмы, суеты и тщеты Он даёт нам крепкую надежду» (H. Kung).

Небольшой фотоальбом в приходской группе в ВК https://vk.com/album-155597901_283827542