Сегодня мы празднуем Торжество Успения. «Успение»- это название, практикуемое в Восточных церквях, в латинском же варианте это: «взятие на Небо». Assumptio – взятие на Небо Пресвятой Богородицы. И Церковь исповедует веру в то, что Дева Мария была взята на Небо после своей смерти и душою, и телом. То есть у нас нет тела Пресвятой Богородицы. У нас есть много реликвий, то есть остатки тел разных святых, в том числе нетленные, но Девы Марии у нас нет. Иначе это было бы первой реликвией. Взятие на Небо – Бог берет Марию к Себе, Христос забирает Марию к Себе. И тут вспоминаются слова Иисуса Христа, когда он обращаясь к ученикам Своим говорит: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: “Я иду приготовить место вам”. 3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14, 2-3).
Христос берет Марию к Себе. И на самом деле, это, наверное, такое желание, которое или есть, или должно быть в сердце каждого христианина, как бы говорить Христу: «Господи, возьми меня к Себе. Хочу быть, где Ты» . Потому что тот, кто истинно любит, хочет быть с тем, кого любит. Если по-настоящему сильно любим Христа, то хотим быть там, где Он. Быть на Небе. «Возьми меня к Себе» – Дева Мария взята и душою, и телом.
Но случается так, что мы вроде бы люди верующие, но на уровне, может быть даже не совсем осознанном, а как-то подсознательно, воспринимаем веру, как что-то чисто духовное. Веру, благодать – все, что связано с верой, с благодатью, и все, что связано с Богом, со спасением воспринимаем как вещи чисто духовные и никак не связанные с материей, никак не связанные с телесностью, с плотью. «Бог есть Дух», значит все божественное – это духовное. И значит, все телесное – это что-то такое, что надо оставить в стороне. Воспринимаем эти вещи, то есть связанные с верой, с Богом как что-то из другого мира, как что-то относящееся к другой Вселенной и не имеющее отношение напрямую вот к этой нашей реальности, в которой мы живем, которую ощущаем, трогаем, и к реальности тела, которым обладаем. Как будто это что-то не относящееся ко мне, присутствующему здесь и сейчас.
Ярким, наверное, выразителем этого видения был один из известных философов – Платон. Платон считал, что есть мир идей, то есть, особый мир, где существуют вещи в чистом виде, без материи, идеальные. Идеи вещей. И он считал, что человеческая душа, ее как бы история, он так и предполагал, – это проникнуть в этот мир идей, а значит, жизнь человека примерно такова. – Пока человек на земле, в теле, то душа находится в теле, но находится, как в тюрьме. А когда человек умирает, его душа освобождается и идет в мир иной, в мир идей, в идеальный мир, в лучший мир. Все, что здесь на земле, – это тюрьма, это нехорошо, это плохо. Будет хорошо там, без этого мира, без тюрьмы, без материи, без плоти.
В таком изложении материя и плоть воспринимаются как зло. И были ереси и продолжают быть ереси, которые так и считают, что все телесное и материальное – это зло. И надо освободиться от тела, угнетать до такой степени, чтобы душа освободилась, как будто тело — это темница. Ереси, которые утверждали, что материя – это зло, они даже говорили, что существует два Бога: есть бог добрый и есть бог злой. Бог добрый сотворил души и духовный мир, а бог злой сотворил этот мир, материю и наши тела. И поэтому наше спасение – освобождение от тел и освобождение из этого мира.
И тогда они говорили, что Христос по-настоящему не стал человеком, не стал плотью. Как же это соединиться со злом? Однако мы как верующие христиане, вспоминая Евангелие и то, чему Церковь нас учит, понимаем, что от Бога мы приняли в Откровении, что Он сотворил Небо и Землю. И как Церковь понимает эти слова, мир духовный и мир материальный. И это значит, все что Бог сотворил, хорошо. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Значит и материя, и плоть, и тело являются добрыми по сути. Значит, что для спасения, то есть для того, чтобы соединиться с Богом, который тела не имеет, плоти не имеет, но для того, чтобы соединиться с Ним, предназначена не только душа, но и наши тела тоже. И тем или иным образом все сотворенное к этому предназначено, – человек, в первую очередь -, а остальные вместе с человеком, поскольку человек является вершиной видимого творения.
Дева Мария подобна Христу в силу особого участия в Его жизни, в жизни Иисуса Христа и в Его деле спасения – в той миссии, которую Христос исполнил на земле. Она, как и Он, обрела эту полноту Славы и душой, и телом, будучи вознесена на Небо телесно тоже. Как и Христос после Своего Воскресения, она взята на Небо и душой, и телом. И каждый может сказать: «И мое тело, это тело, которое у меня есть, оно предназначено для спасения». Наши тела являются храмом Бога, храмом Духа Святого. Бог в них пребывает. В наши тела мы принимаем Тело Иисуса Христа в Святом Причастии. Много тела использует Бог, чтобы нас спасти. Бог стал телесным, Сын Божий, Второе Лицо Троицы, Который является Духом по Своей природе, стал тоже телесным Человеком, чтобы нас спасти через Тело, будучи распятым на Кресте.
Наши тела предназначены к спасению, и тогда как относиться к материальному и к своим телам? Беречь свои тела. Беречь, понятно, что до определенной степени, потому что в этой жизни это еще и не так, и стоит скорее пожертвовать телом ради спасения тела и души, чем беречь его, скажем, чрезмерно. Но тем не менее беречь свои тела. И беречь их от грехов. Грехов, которые совершаются телом. Беречь наши тела и принимать свои тела. Сколько в современной культуре есть непринятия своего собственного тела, непринятия того, как я выгляжу. – вся история с пластическими операциями. Непринятие своего пола – вся гендерная история. Принимать то, каким Бог меня создал, потому что вот он – я, и этого меня с этим телом Бог собирается спасать, хочет спасать, спасает. Бог восстановит наши тела в воскресение мертвых и преобразит их. Поэтому, если кому-то что-то не сильно нравится в своем теле, Бог Сам это преобразит. В конце концов наши тела тоже созданы Богом, пусть и не прямо, но опосредованно. Бог создал человека из души и тела, поэтому наши тела желанны Богом.
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы, Взятие на Небо Пресвятой Богородицы. В определенном смысле слово «Успение» больше относится к смерти Девы Марии, которая умерла, но потом воскресла и вознесена на Небо и телом, и душой. То есть с одной стороны, мы знаем, что тела, которые у нас есть, они умрут, но потом воскреснут. Значит, наши тела не пропали совсем. Наши тела предназначены для преображения, в них большое будущее, вечное будущее, потому что станут они бессмертными. И сегодня, празднуя Успение Девы Марии, мы празднуем, мы рады за нее. Рады за нее, что она теперь со Христом, подобна Ему, таким же образом на Небе и телом, и душою. Но смотрим и на себя, понимая, что это и наше призвание, что и с нами будет так же.
Поэтому радуемся сегодня с Пресвятой Богородицей об этом событии и просим благодати, чтобы нам дойти в нашей жизни до этого момента, когда мы будем полностью преображены, когда и душою, и телом мы будем вместе со Христом.
о. Андрей Старцев
Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 15.08.2021