Евангелие сегодня – продолжение того, что мы читали в прошлое воскресенье. Тогда было чудо умножения хлебов, а сейчас люди ищут Иисуса Христа. И можно сказать, Евангелие про то, почему мы ищем Бога или чего мы вообще ищем. Что мы ищем? Иисус говорит: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин 6, 26). Вы ели хлеб и насытились, поэтому ищете Меня. Народ ел хлеб. Хлеб, рыбу и потом пошли за Иисусом Христом. Такая вещь тоже работает. Иисус не то чтобы говорит: «Было плохо, что вы ели хлеб и насытились, или плохо, что вы Меня ищете». Иисус говорит, что причина, по которой Его ищут, пока является несовершенной. То есть причина, мотив, по которому вы следуете за Мною, слабы.
Почему мы ищем Иисуса? Быть может, потому что ели и насытились? Сейчас есть такое слово, которое ходит в употреблении – «плюшки». Есть хлеб, «плюшки», старое слово «бонусы», еще более старое «пряники». Что мы получаем от Бога, что мы ищем? В буквальном смысле можно сказать «ели и насытились». Потому что бывает, что человек, который приходит в церковь, попадает на какой-то праздник типа Рождества или Пасхи, а там застолье, много разных вещей и все бесплатно – люди приносят. Как бы пришел, поел, послушал, познакомился с новыми интересными людьми, посмотрел на иностранцев, как они поют – все такое. Круто. Ели хлеб и насытились. Пойду еще раз, там прикольно, там классно.
Примерно то же самое было с людьми во время Иисуса Христа. Они пришли в пустыню, им дали поесть, они насытились. Круто. Будем ходить с Иисусом Христом, сделаем его своим царем. Это в материальном плане. Есть и другие вещи. «Плюшки» бывают не только гастрономические, но и духовные, и душевные. Человек пришел в церковь и нашел людей, с которыми можно дружить. С другими людьми вовне не получается дружить, а здесь да, есть люди более или менее нормальные. Нашел, может быть, семью, нашел с кем общаться, круг общения. И это тоже своего рода «плюшки», то есть эти «бонусы», «пряники». И душа человека, которая жаждала круга общения, нашла здесь круг общения. И говорит: «Вот, здесь хорошо, буду сюда ходить». Но это все то же самое, то есть это «ели хлеб и насытились», только здесь речь идет не о голоде в желудке, но о голоде душевном. Голоде общения, каких-то близких отношений с другими людьми, дружбы.
И есть еще голод духовный – можем так сказать, который все равно и душевный тоже. Человек приходит к Богу и испытывает определенные внутренние переживания, духовные переживания во время молитвы, во время участия в святой Мессе, то есть от общения с Богом – духовное утешение. И говорит: «Вот этого мне не хватало, мне всегда этого хотелось». Получил что-то, чего нигде в другом месте не было раньше – духовное утешение. И чувствует этот голод и говорит: «Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи…» (Мк 9, 5) – как говорили трое апостолов, когда преобразился Христос. Останемся здесь. Но опять же почему? Потому что испытали внутри какое-то утешение, насыщение. Это тоже своего рода голод: «ели и насытились». Ищем Иисуса, потому что «ели и насытились».
Проблема этой мотивации, когда мы по этой причине приходим к Богу, в Церковь, ко Христу, когда мы по этой причине идем и молимся, в конце концов, приходим на Святую Мессу, на исповедь, – что когда перестаем испытывать это насыщение, когда наступают моменты трудностей: когда в приходе нет уже столько еды бесплатной, там нет ничего, надо самим приносить, например, или когда уже приходская семья оказывается по отношению ко мне не такой гостеприимной почему-то, по каким-то причинам, либо когда перестаю испытывать духовное утешение, то нет причины, зачем ходить к Богу? Но если я ходил по этой причине, а ее больше нет, то отдаляюсь от Бога. Иисус говорит: Вы вот так вот пришли, вы ели хлеб и насытились. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец» (Ин 6,27).
Ну, народ, наверное, там был, и кто посмышленее, те спрашивают: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин 6, 28) Такой вопрос не совсем в тему, но тем не менее. «Что делать, чтобы угодить Богу?» Иисус отвечает: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6, 29). Ответ такой очень странный. Потому что делать дела – это тоже своего рода «плюшки», это тоже своего рода утешение. Потому что я прихожу, начинаю делать дела Божьи, дела благочестия: молюсь, участвую в Святой Мессе, может быть, занимаюсь благотворительностью в том числе. Делаю дела для Бога, но в этом тоже может произойти такое: «Теперь я чувствую себя значимым. Я же работаю для Бога».
Это тоже насыщение определенного голода в душе, когда я нуждался в этом ощущении себя значимым, а Иисус говорит: какое дело – веруйте. Веруйте в Того, Кого Бог послал. То есть веруйте в Меня. То есть прилепитесь ко Мне, примите Меня, признайте Меня. Признай Меня своим Богом, признай Меня Владыкой, признай Меня Всемогущим, Всесильным. Приди ко Мне, во всем надеясь на Меня и всего ожидая от Меня, поскольку так оно и есть.
И дальше этот разговор продолжается. Народ начинает говорить: «Какой знак Ты нам дашь, чтобы мы уверовали в Тебя?» Только что было умножение хлебов, а они говорят, как будто ничего не было, все забылось. «Какой знак Ты нам дашь, чтобы мы в Тебя поверили?». Если люди ходят за «плюшками», за этими материальными радостями: насыщение, нахождение дружбы, общины – только за этим, за духовными утешениями, то сколько бы мы ни получили этих «плюшек», сколько бы мы этих утешений, радостей ни получили, каждый раз будет вставать вопрос: «А что Ты мне еще дашь?» И если не дашь, то тогда я в Тебя не верю, тогда я за Тобою не пойду.
Просто довериться Христу, просто поверить Христу, просто искать Его. «Плюшки» будут. Но не за этим мы ищем Бога. Мы ищем просто потому, что Он — Бог. Я ищу Христа, потому что Он мой Спаситель. Просто поэтому. Не из-за чего-то другого. Потому что это правильно. Потому что в этом истинное благо для меня, для моей души. Потому что это правда.
Поэтому попросим на этой Святой Мессе, чтобы нам искать Вышнего, искать Бога, искать Христа.
о. Андрей Старцев
Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 0.08.2021