Сегодня мы завершаем Пасхальное время Торжеством Сошествия Духа Святого Пятидесятницей. Праздник, когда мы вспоминаем рождение Церкви, когда мы вспоминаем это начало особого действия Божия внутри людей. Дух Святой, который сходит на апостолов. Книга Деяний апостолов повествует, как это было конкретно, когда они были в доме уже на 50-й день после Воскресения: как будто сильный ветер шумом наполнил ту комнату, в которой были собраны ученики. Та же самая комната, где они собирались на последней Вечере со Христом, та же комната, в которой они были собраны в день Его Воскресения. Как будто ветер и языки пламени, которые разделялись и почивали на каждом из присутствующих.

В этот день Церковь считает, что она родилась, потому что Дух Святой особым образом на неё снизошел. Дух Святой, который действует издревле, который вдохновлял пророков, чтобы они говорили от лица Божьего, Дух святой, который видимым образом сошел на Христа при Его Крещении. Сегодня мы совершаем крещение Сергея и Присциллы.

Дух Святой, Который сошел в день Пятидесятницы на Церковь, на то, что было началом Церкви это те ученики, которые были собраны вместе. Дух Святой, Которого все верующие принимают, и Который действует в нас. Святой Дух – это Третье Лицо Пресвятой Троицы. Это Бог, Который действует внутри ученика Христова, верующего человека. Действует невидимым образом, действует так, что мы узнаем Его больше по плодам.

Эти знаки, которыми Святой Дух указан, которыми Он обозначается в Священном Писании, знаки, которые показывают эту Его, с одной стороны, невидимость, но с другой стороны, какую-то действенность. Например, это дуновение. Само название, имя: Дух, Святой Дух.

Дух – дыхание, дуновение, еврейское «руах». Дуновение, которое осязаемо как-то: осязаемо кожей, но не видно, не видно откуда, не видно куда. Видно действие, в жару приносящее прохладу, успокоение дуновение.

В день Пятидесятницы огонь, который снисходит на учеников. Огонь – это тоже что-то такое необыкновенное. Огонь преображает то, к чему прикасается. Так кусок железа, помещенный в огонь, сам как бы пропитывается огнем, становится огненным, начинает гореть. Так дрова, брошенные в огонь, становятся огненными, становятся пылающими, сами преображаются в огонь. Дух Святой, Который изнутри преображает, как бы заставляет светиться человека, который его принял.

Помазание, помазание святым миром – то помазание, которое вы сегодня тоже примете. Миропомазание – еще одно из Таинств. Миро, которое благоухает. Помазание означает возведение в определенное достоинство, достоинство детей Божьих. Но также помазание – это аромат, аромат благоухания. Благоухания того миро, которое для него используется. И этот аромат нам тоже что-то говорит, но его не видно, мы не видим его, но ощущаем. И благодаря аромату можем найти прекрасный цветок.

Святой Дух, Который действует в нас таким способом, который мы не можем воспринять, не можем почувствовать напрямую, не можем увидеть, но все-таки как-то Он в нас действует. Святой Дух наполняет Церковь и делает ее живой. Церковь, которая не просто является скоплением людей, но является чем-то единым целым, Телом Христовым. Телом, у которого глава Христос. Христос, Который помазан тем же Духом Святым.

Святой Дух наполняет Церковь и делает действенными ее Таинства, в том числе Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Евхаристии которые она совершает. Они происходят потому, что Дух Святой освящает, действует в Церкви. Дух, который действует и внутри нас, Он подкрепляет нас в наших немощах.

Мы не знаем, о чем молиться, как молиться, «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8,26), которые мы, может быть, не можем сформулировать словами, но, тем не менее, сердце наше и душа наша обращаются к Богу и возносятся. И особым образом в молитве созерцания.

Хула на Духа Святого, о которой мы знаем, что это единственный грех, который не может быть прощен, это сопротивление действию Святого Духа, то есть в конце концов, сопротивление Богу, сопротивление этому преображающему огню, этому аромату, этому дуновению. Это внутреннее сопротивление тому, чтобы Сам Бог действовал в нас, чтобы преображал и спасал. Это единственное, за что не может получить прощения человек, если не обратится. Как он обратится, если сопротивляется? Для прощения нужно обращение и нужно раскаяние – а это действие Духа Святого в нас: раскаяние и обращение.

Если противиться этому действию Духа Святого :обращению и раскаянию, то это значит как бы отгородиться от Бога внутри нас самих. Отгородиться от Его действия, противостоять Богу прямым образом.

Сегодня мы празднуем Схождение Духа Святого, сегодня мы признаем и ценим, пытаемся как-то попробовать признать и оценить действие Святого Духа, Его преображающее действие в нас. Благодарим за то, что Он преображает и действует в нас, и за то, что вместе со Христом ведет нас к Небесной Отчизне, в дом Небесного Отца.

Сегодня мы особым образом испрашиваем Его и для тех, кто принимает сегодня крещение: для Сергея и Присциллы. Они принимают этого Духа особым образом, так, как мы приняли: Духа утешающего, Духа оживляющего, Духа освящающего, преображающего, соединяющего со Христом и Его Церковью.

Пусть этот Дух Святой всегда действует в вас и всегда действует в нас, ведя к полноте радости с Богом Отцом на Небесах.

о.Андрей Старцев

Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 23.05.2021