Для того, чтобы понять, насколько важно для развития христианской жизни стремление обрести и сохранить, мир сердца, первое, в чем мы должны быть убеждены, это то, что все добро, которое мы можем делать, исходит от Бога и только от Него. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15,5). Он не сказал: «Без Меня вы много не сделаете», но не можете делать НИЧЕГО». Совершенно необходимо, чтобы мы прониклись этой истиной. Нам понадобится немало неудач, испытаний и унижений, которые Бог допустит, чтобы она укоренилась в нас не только на уровне разума, но как опыт всего нашего существа.
Бог избавил бы нас, если бы мог, от всех этих испытаний, но они необходимы, чтобы убедить нас в нашей органической неспособности совершать добро своими силами. Если мы действительно принимаем всерьез прочитанные слова сегодняшнего Евангелия от Иоанна, то мы должны понять, что главная проблема духовной жизни – это как позволить Богу действовать во мне? Как дать благодати Божией свободно вершить свое дело в моей жизни? И то, к чему мы должны стремиться – это вовсе не обязать себя к совершению многих дел, как бы они ни казались хороши, с помощью нашего собственного разума, способностей, согласно нашим собственным замыслам. Нам следует скорее постараться открыть, каково расположение нашей души, каковы сокровенные стремления сердца, то есть духовные условия, которые позволяют Богу действовать в нас. Только так мы сможем принести плод, и плод, «который пребывает» (Ин 15,16). На вопрос: «Что нам делать, чтобы дать благодати Божией свободно действовать в нашей жизни?», нет однозначного ответа, рецепта, чтобы ответить на него полно, нужно было бы написать целый трактат о христианской жизни, в котором речь шла бы о молитве, о таинствах, об очищении сердца, о послушности Святому Духу, и т.д.
Мы хотим сосредоточить внимание лишь на одном элементе ответа на поставленный нами вопрос. Самая существенная истина, о которой мы хотели бы говорить и которую хотели бы развивать, следующая: чтобы дать возможность благодати Божией действовать в нас и производить в нас (разумеется, при участии нашей воли, разума и способностей) все те «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2,10), совершенно необходимо пытаться обрести и сохранить внутренний мир, мир сердца.
Чтобы лучше понять это, используем образ, который может все прояснить (но которым все же не следует злоупотреблять). Взглянем на поверхность озера, над которой светит солнце. Если эта поверхность спокойна и безмятежна, солнце почти неизменным отразится в ней, и тем совершеннее будет отражение, чем более гладкой – поверхность. Если же, напротив, озеро неспокойно, поверхность его неровна, солнце не сможет в нем отразиться вовсе. Примерно то же можно сказать о нашей душе, предстоящей Богу: чем больше в ней мира и покоя, тем больше Он в ней отражен, тем больше образ Его запечатлевается в нас, тем больше действует в нас Его благодать, Если же в душе суета и беспокойство, благодати Божией гораздо труднее совершать свое действие.
Все добро, какое мы можем сделать, есть отражение Блага как такового, которое есть Бог. Чем ровнее, спокойнее, доверчивее к Богу наша душа, тем больше это Благо сообщается нам и через нас – другим. «Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром» (Пс 29,1 1). Он говорит и действует только в мире, а не в тревоге и суете. Вспомним опыт Илии на горе Ореб: Бог был не в урагане, не в землетрясении, и не в огне, а в «веянии тихого ветра»! (3 Цар 19).
Зачастую мы суетимся и беспокоимся, желая разрешить все проблемы сами, тогда как было бы гораздо полезнее оставаться безмятежными под взором Бога и дать Ему действовать и совершать в нас деяния Его мудростью и могуществом, неизмеримо превосходящими наши собственные. «Так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели… (Ис 30,15). Само собой, наше размышление – вовсе не приглашение к бездействию и праздности. Оно приглашает к действию, иногда к активному действию, но по убеждению Духа Божия, который есть Дух мира и покоя, а не в духе тревожности и суеты, чрезмерной поспешности и рвения, так часто нам присущим. Наше рвение, даже к Богу, часто неразумно.
Святой Викентий де Поль – человек, которого меньше всего можно заподозрить в праздности, – говорил: «Благо, которое совершает Бог, совершается само, так что мы почти не отдаем себе в этом отчета. Нам следует быть более претерпевающими, чем действующими».
о.Данило Магела