Сегодня мы слышали историю исцеления прокаженного. Проказа или лепра, по-другому также называется «скорбная болезнь» или « ленивая смерть». Это хроническая инфекционная болезнь, вызываемая микобактериями. К настоящему времени уже очень редко можно найти людей, которые ею заболевают, и обычно в местах очень запущенных, где нет средств гигиены и тому подобного. И уже знают, как ее лечить. Но тем не менее, исторически, это болезнь, под именем которой фигурируют даже разные болезни, которые современная медицина сейчас различает между собой. Тем не менее, что общего было?

Проказа уродует, у человека прокаженного гниет плоть. Гниение плоти, отталкивающий запах и отталкивающий внешний вид. Проказа исключает из общества, и как мы слышали в первом чтении, есть закон, который был дан, как жить прокаженному он жил вне стана и должен был всех предупреждать о том, что он болен. И не все мы читаем, но прикоснувшийся к нему человек тоже становился нечистым и должен пройти испытательный срок, чтобы показать, что он сам не заразился, и чтобы прошло время очищения.

Исключает из общества, делает неприкасаемым. Неприкасаемым в том смысле, что обычно не прикасаются к тому, что наводит страх, что может оказаться заразным. Прикоснувшийся сам рискует заболеть, становится нечистым по иудейскому закону. А Иисус прикасается к этому прокаженному.

Проказа делает нечувствительным, например, к боли. Ведь эта болезнь поражает периферию нервной системы, и человек перестает ощущать. Если поранился, то не замечает, а значит, эта болезнь подвергает опасности получения травм и заражения другими болезнями. Почему и говорят, что например, это гниение не от самой проказы, а от других инфекций, которые человек получает через многочисленные повреждения, которые не замечает и которые не лечит. То есть человек заживо гниёт.

И что нам до этого, до этой проказы? У нас ведь нет проказы, болезнь уже преодолена и занесена Всемирной Организацией Здравоохранения в список забытых болезней. Действительно, стоит ли нам беспокоиться? Проказы, как болезни, сейчас практически нет. Но если мы посмотрим в свое сердце, не найдём ли мы эти симптомы внутри? Не найдем ли, если присмотримся, внутри какой-то гнили, какой-то нечувствительности, какого-то уродства, отталкивающего вида или отталкивающего запаха? Что-то в сердце, что вызывает те же самые чувства со стороны других и от меня самого.

Не обнаружим ли, если присмотримся к нашему сердцу, что-то, на что нам самим не хочется смотреть, не хочется трогать, не хочется замечать. А хочется исключить из моей жизни, исключить из поля моего внимания, на что я не буду обращать внимания, как будто его нет. На прокаженных ведь так и смотрели как будто их нет.

Как часто бывает, что когда мы встречаемся, как происходят эти наши встречи? Мы говорим о других людях, обсуждаем других, говорим о погоде, о зарплате, о работе, о политике, о новостях оворим о чем угодно. Но не говорим о том, что внутри нас. Не о том, что внутри сердца. Мы смотрим на других, на то, что является внешним по отношению к нам. Обсуждаем, осуждаем, но не смотрим на себя, не смотрим внутрь себя. И при таких встречах с другими людьми, мы посидели, поговорили и как будто бы и не встречались. Как будто и не встретились два человека, потому что все, о чем говорили, было не про них, а про что-то другое. Встреча не произошла.

И то же самое может случиться с Богом. Мы молимся Богу, встречаемся с Ним, говорим с Ним, но как будто не встречались, не говорили и не молились. Встреча не произошла. Потому, что говорили о чем-то внешнем. Говорили, молились: о мире во всем мире, о здоровье других людей, но не про что-то глубинное. Встреча не произошла.

Потому что в нашем сердце присутствует эта «проказа», какая-то болезнь или, может быть, гниль. В нашем сердце находится то, к чему мы не хотим прикасаться. Не трогаем, чтобы не воняло, чтобы не давало о себе знать. В нашем сердце может быть то, на что не хочется обращать внимания. Оно там есть, но я на него не смотрю. И пока не обращаю внимания, не происходит и встреч: с другими, с Богом. Встреча с Богом не происходит. И молитва будет сухой, пустой, возможно, лицемерной и неискренней.

Бывают моменты, однако, когда этой гнили, этой боли в сердце накапливается так много, что она вырывается наружу. Тогда мы жалуемся, вопим, рыдаем, высказываем все, что накипело, рассказываем о себе. В такие моменты мы и Богу молимся по-другому: искренне, от сердца, от души, всеми силами. Почему иногда говорим, что когда плохо, тогда молюсь, а когда хорошо, как-то о Боге и не вспоминаю. Потому что уже не можем закрывать глаза на эту боль, на эту гниль, которая накопилась внутри. Это становится невозможным, потому что её слишком много. И тогда верующему человеку не остаётся ничего другого, как принести эту боль Богу.

Нет другого варианта, хотя мы и прибегаем к другим вариантам. Например, начинаем просто срываться на других. А когда приносим эту боль к Богу, какие бывают эти встречи, насколько глубоки, искренни?! Так зачем же ждать, пока нас не прорвёт? Почему бы не обратиться уже сейчас внутрь сердца и не найти то, что болит? Почему бы уже сейчас не принести Христу эту боль? Почему бы уже сейчас не поступить, как прокажённый из Евангелия, который умоляя Христа, падает перед Ним на колени, говорит Ему: «Если хочешь, можешь меня очистить» (Мк 1, 40), чтобы, возможно, почувствовать прикосновение Христа и услышать Его слова, обращённые ко мне: «хочу, очистись» (Мк 1, 41).

о.Андрей Старцев

Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 14.02.2021