Сегодня мы празднуем Крещение Господне. Вспоминаем Крещение Иисуса Христа, Которого крестил Иоанн Предтеча, называемый Крестителем. Сегодня Церковь особым образом напоминает нам о нашем крещении, то есть о том, когда мы были крещены. Кто-то хорошо помнит этот момент, кто-то не помнит, потому что был ребенком, но тем не менее, крещение было.

Наверное, мало людей здесь присутствует, которые пока еще не были крещены. И сегодня можно задать себе такой вопрос: «Как я живу своим крещением? У меня есть крещение. Какова моя жизнь с ним?» Или тоже потом второй вопрос задать: «А как я хочу им жить?»

Жить крещением. Мы слышали сегодня эти слова Евангелия, слова, которые были обращены к Иисусу Христу после Его Крещения: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк 1, 11). И эти слова тоже можно обратить и ко всякому человеку, который принял крещение. Бог как бы говорит каждому: «Ты – сын или ты – дочь». А поскольку Бог – это любящий Отец, ты – сын возлюбленный, дочь возлюбленная, возлюбленная Богом.

Апостол Иоанн в своих посланиях часто использует эту фразу, обращаясь к христианам, говорит: «возлюбленные». Возлюбленные кем? Апостолом Иоанном? Так мы можем говорить особо любимым: муж жене или детям «любимая, любимый, возлюбленная, возлюбленный». Или Иоанн, может быть, говорит это также потому, что возлюбленные Богом. Потому что Бог меня любит.

Сегодня, в этот день, Церковь предлагает нам обновлять наши крещальные обеты. Что это такое, какие такие обеты? Это, можем сказать, то, что мы делали при крещении, – отречение от сатаны и исповедание веры, то есть доверие себя Богу.

Отрекаешься ли ты? – Отрекаюсь! Так мы отвечали на эти вопросы. Отрекаешься ли ты от греха, от соблазнов неправедной жизни? От сатаны, виновника и князя греха? Такие вопросы. И мы либо наши крестные вместо нас ответили: «Отрекаюсь». В латинском обряде, в византийском обряде формулировки разные, но «отрекаюсь». Понятно, что мы накосячили потом, но тем не менее. Поэтому мы повторяем «отрекаюсь».

Веруешь ли? – Верую! Веруешь ли в Бога, в Церковь, в прощение грехов? Значит что? Есть эта реальность греха, но есть и прощение, исповедь. Веруешь ли в жизнь вечную, у которой есть два варианта: хороший и не очень хороший? Отвечаем «верую».

В этот день, сегодня, вспоминая наше крещение или думая о нем, если сложно нам вспомнить, мы можем задавать этот вопрос себе: «Как я живу таинством крещения? То есть как крещеный человек. Что в моей жизни происходит? Или что я делаю? Какова моя жизнь как крещеного?» И можно задать по четырем пунктам этот вопрос: примерно так, как протекает моя жизнь.

Вопервых, что я знаю, что я узнал? Ведь это связано с верой. Как много я узнал с момента крещения о Боге, о себе, о Божьем замысле обо мне? И что хотелось бы еще узнать?

Второе. Что я умею как крещеный, ведь знать и уметь это две вещи, которые не всегда совпадают. В испанском языке используется один глагол, и в итальянском тоже: «знаю и умею», поэтому хоть у нас и разные два глагола «знать и уметь», но часто мы это путаем. Мы думаем: если знаю, значит, умею. А получается не всегда так или часто не так. Я знаю, но не могу, не умею, не получается. И может быть, даже и не пробовал. Поэтому мы много узнали, может быть, с момента крещения, но мало чему как-то научились, обрели навык как крещеные. Сколько знаний я использую или умею использовать? Чему научился, что научился делать? Молиться? Как я научился молиться? Умею я молиться или преодолевать некоторые искушения? Или надо еще этому научиться?

Третье. Что я делаю? Знаю, умею и делаю? То есть что реально я делаю как крещеный? Что делаю, чтобы порадовать Бога? И как сотрудничаю с Богом в деле моего спасения? Может быть, мы вспомним действительно много каких-то хороших вещей, которые сделали, которые умеем, которые узнали. И это повод, чтобы благодарить Бога за то, что это есть в моей жизни. И может быть, тоже заметим, что как бы есть еще простор для развития.

И четвертое, а это самое важное. А что делает Бог в моей жизни? Потому что на самом деле первый, кто действует во мне как крещеном, – это Бог, это не я. Что делает Бог? Он делает основную работу по моему спасению. Как Он это делает? А делает Он это незаметно.

Мы читали в первом чтении сегодня это пророчество об Иисусе Христе: «Тростника надломленного не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис 42, 3). То есть для этих вещей много сил-то не надо, ну доломать то, что уже и так сломано, потушить то, что уже и так гаснет. Но Бог действует по-другому, незаметно. Как Он действует?

«Он не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис 42, 4). То есть справедливости, истины. Бог не ослабеет и не устанет, пока не сделает то, что хочет сделать, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы. Это Бог делает. Делает в жизни крещеного, делает в моей жизни.

Итак, посмотрели назад, а теперь мы как крещеные, можем посмотреть вперед. Понятно, что фантазировать сильно, наверное, не стоит, но можно быть реалистами. Надо ли что-то поменять в моей жизни? Нужно посмотреть на себя как будто в зеркало, но на себя будущего. Можно посмотреть на десять лет вперед: «каким я буду через десять лет». Мне будет уже 51 с копейками… Или посмотреть на год вперед. Может быть, каким я хочу видеть себя через год? Каким бы я хотел быть как крещеный через год, что бы я хотел, чтобы со мной случилось, какие изменения чтобы во мне произошли. Если я через год, через десять лет окажусь в том же состоянии, в котором я сейчас, как мне такое? Хотелось бы мне так?

Вот пройдет десять лет и я посмотрю, и будет то же самое, что сейчас. Я буду точно такой же. Мне это нравится? Если мне это не нравится, ладно, значит, надо что-то сделать, чтобы было чуть-чуть по-другому. А чего я хочу достичь? Какова моя цель, что я хочу обрести через год или через десять лет? Какое состояние обрести? Состояние крещеного, Сына Божьего, в жизни которого действует Бог. И тогда что я могу для этого сделать? Можно посмотреть. Наверное, не очень много. Потому что, что в моих силах?

Я могу что-то:

Первое – узнать, опять. Значит, читать, значит, спрашивать, консультироваться, значит, также духовное руководство, значит, беседы на духовные темы с лицами духовными, значит, чтение Священного Писания, чтобы глубже понять его, размышление над ним.

Второе. Какое умение я хочу обрести? Научиться молиться определенным образом, может быть? Или научиться размышлять? Или что-то определенное еще делать?

Третье. Что делать? Что начать делать, чего я особо и не делал? Чего мне не хватает, что я хочу начать делать? Ведь если я ничего не буду делать и дальше, через десять лет буду в таком же состоянии, что и сейчас. Я не хочу, чтобы через десять лет я был в таком же состоянии, что и сейчас, я и через год не хочу быть в таком же состоянии. Значит, сейчас что-то есть в моих малых силах, что я могу сделать.

И четвертое… Первое – узнать, обрести умение – второе, третье – начать делать. Четвертое – опять самое важное. Это то, что делает Бог в моей жизни. Но как я могу сказать, если Бог действует невидимо? Если я не понимаю иногда, когда Он действует? Может быть, я только смотря в прошлое могу увидеть: «там действовал Бог». А сейчас я этого не чувствую, потому что тогда я этого тоже сильно не понимал. Значит, довериться Богу. Потому что эти три, то, что попытаюсь сделать я, эти мои малые усилия, на которые я чуть-чуть способен потому что Бог дал мне эти способности и дает мне благодать. Но в конце концов, в глубине Сам Бог действует. Значит, довериться Ему. Как сильно нужно тогда мне начать доверять Богу, полагаться на то, что Бог Сам хочет произвести в моей жизни, какие изменения Бог Сам хочет произвести в моей душе, в моем сердце. Довериться Ему. И тогда это размышление на сегодня: как я живу своим крещением и как я хочу им жить.

о.Андрей Старцев

Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 10.01.2021