Примерно полгода назад я начала размышлять над Словом Божьим регулярно каждое утро, в молитве прося Бога показать мне, что Он хочет сказать мне сейчас, слушать Его ответ и формулировать его, записывая словами.

Для размышлений я стала брать Евангелие из литургических чтений дня, через это обретая единство не только с Богом, но и с Его лодкой – Церковью. Несмотря на то что времени, прожитого вот в таком новом для меня режиме слушания Слова Божия, прошло не очень много, я заметила в своей душе и жизни плоды, которые Господь вырастил через эту практику маленьких каждодневных lectio divina и которыми очень хочется поделиться. Может быть, кого-нибудь это вдохновит или кому-то каким-то неведомым мне образом поможет.

Итак, плоды действия Духа через размышление над Словом:

1. Дисциплина

Дисциплина всегда была моим слабым местом. Как человек, сильно зависящий от своего эмоционального состояния, я всегда хромала там, где нужны были регулярность и стабильность (то есть практически везде!). Когда раньше я слышала слова «это нужно делать каждый день», меня охватывали тоска, страх и неверие ни в свои силы, ни в Божью помощь в этом вопросе. В периоды духовного утешения, когда приходило вдохновение, я обычно молилась много, но потом проваливалась в прокрастинацию. Сейчас эта моя черта не ушла до конца и, увы, в других сферах жизни она также периодически правит бал, но вот в том, что касается утренних молитв и размышлений, все изменилось. Милосердный Бог дал мне благодать понимания и прочувствования того, что я не смогу прожить предстоящий день, если не дам себе возможности слушать Его утром, теперь я жду этих встреч с Ним, как блаженного свидания с Возлюбленным. И в те периоды, когда я не чувствую Его присутствие и когда страдаю от чего-либо, я держусь за возможность этого разговора с Ним посредством Евангелия как за единственную надежду. В сложные моменты во время самоизоляции, а также в духовной борьбе, «ломке», в темной ночи души, я поняла для себя буквальный смысл известной фразы из 118 псалма: «слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей». Да, именно светильник! Когда мне становится темно внутри, я понимаю, что смогу выкарабкаться из этого посредством верности своему обычаю слушания Слова, потому что Оно – Свет, который «во тьме светит» (Ин 1, 5). Буквально.

2. Вкус к жизни

Мне стало интересно жить, но не потому, что в жизни случилось что-то особенное. Наоборот, в связи с пандемией и карантинными ограничениями внешняя жизнь стала более однообразной, но изнутри я начала воспринимать ее как захватывающее приключение, она стала насыщенной, яркой, полной. Думаю, это произошло оттого, что события моей маленькой жизни, все, что происходит со мной в течение каждого дня – мысли, чувства, отношения, труды, радости, падения, прозрения – превратились как бы в бусины, нанизанные на нитку Слова, в живую иллюстрацию прочитанного и пропущенного через себя утром. Моя жизнь обрела для меня особый смысл, особую сокровенную связь с Богом, потому что я увидела, как через Слово Господь ведет меня к Себе, как держит в Своей руке, не отпуская, но мягко научая, меняя, бесконечно любя. Евангелие как никакой другой инструмент помогло и помогает мне понять, что у Бога для меня, как и для каждого человека, особый план, особый путь, который Он открывает постепенно, шаг за шагом, именно посредством связи воедино размышлений и жизненных событий. Каждый новый день я стала воспринимать как очередной шаг на этом пути.

3. Жажда Святого Причастия

Через регулярные размышления над Словом во мне возросла жажда Святого Причастия. Постепенно Господь привел меня к пониманию, насколько связано и в равной степени важно для человеческой души как слушание Слова, так и принятие в сердце Тела Христова. Одно без другого не может полноценно существовать. Если выразить это понимание упрощенно, аллегорично, то можно сказать так: когда мы регулярно принимаем Причастие, но не регулярно читаем Библию и не пытаемся услышать, что Бог говорит нам через нее, то это похоже на то, как мы бы, любя своего супруга и живя с ним вместе, совсем не слушали бы, что он говорит, не придавали бы значения его словам, отворачивались бы от него; а обратная ситуация очень напоминает то, как мы бы его слушали, но не хотели принимать в своей жизни и, выслушав, выгоняли бы его из своего дома прочь, несмотря на то, что состоим с ним в браке (Крещение же – это своего рода брак с Иисусом Христом, после которого мы оказываемся соединены с Ним и с Его Церковью нераздельно). Регулярность размышлений дала мне понимание и прочувствование глубоко в духе, насколько важна полнота общения с Господом, рождаемая открытостью к частому осознанному принятию Его как через Его Слово, так и через Его Тело.

4. Чтение как отношение с Богом

Постепенно мне начала открываться неисчерпаемость библейской глубины. Конечно, я еще в начале пути. Но точно знаю, что несмотря на то, что некоторые тексты периодически повторяются в качестве Евангелия дня, а некоторые я уже знаю наизусть, настолько они известны, они каждый раз помогают раскрыть новые оттенки, новые грани Истины, которым нет предела. И так будет до тех пор, пока я живу, потому что Слово – это не застывшая Истина, а Живая Истина-Любовь, которая приглашает меня жить Собою и жить в Себе. Обращаясь ко мне конкретной и живой в неповторимости моего жизненного «здесь и сейчас», Оно персонализирует и индивидуализирует Себя, воздействуя одновременно на мои чувства, разум, дух, но при этом в глубинном основании своем никогда не перестает быть Истиной, через эту персонализацию и оживание во мне постепенно укореняя меня в Своей Истинности. Нет в мире другого такого живого текста, потому что все человеческие тексты, даже самые гениальные, непосредственно навеянные Духом Святым, измеримы и конечны, и их понимание и трактовки рано или поздно исчерпываются. Живую Истину-Любовь невозможно вычерпать, ей невозможно пресытиться, Она говорит, Она слушает каждого из нас и отвечает каждый раз по-разному, хотя при этом в своем основании остается неизменной. Это ли не чудо? В последнее время каждый вечер перед сном у меня возникает желание открыть завтрашний евангельский текст и хотя бы раз предварительно прочитать его. Что приготовил любящий Отец в завтрашнем дне? Какую грань Своей любви и заботы Он хочет приоткрыть, чему научить, от чего избавить? В Его руках бесконечно прекрасно находиться. Наверное, это и есть то, о чем говорил апостол Петр: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Петр 2, 3).

5. Воспитание смирения

Я по-прежнему часто падаю и буду падать до тех пор, пока живу. Но вот вставать стало значительно легче. Часто бывает так, что через Слово Господь протягивает мне руку помощи, смотрит взглядом любви и ободрения, буквально поднимает и вытаскивает из трясины самобичевания. В конце размышления я обычно беру для себя намерение дня, которое вытекает из смысла евангельского текста так, как я его поняла и почувствовала в данный момент, и стараюсь осуществлять. И бывает так, что, смиряя меня, Господь допускает мой полный или частичный провал в этом намерении. Вначале это меня очень расстраивало, но потом я поняла, как важно принимать себя в своей нищете и слабости, и что это и есть важный трамплин для настоящего смирения. Когда же намерение осуществить удается, связь со Словом Божьим в сердце помогает в очередной раз убедиться, что это сделала не я, но Иисус через меня посредством тех качеств, сил и способностей, которые есть во мне, но они не мои, они – Его, Он дал мне их для того, чтобы я служила Ему.

6. Потребность делиться

Еще один немаловажный момент, вытекающий из важности принципа служения: я учусь делиться тем, о чем размышляю, и в ответ слушать размышления другого человека по тому же тексту. Начиналось все в живой, а потом вынужденно онлайн группе lectio divinа у нас в приходе. Потом Господь послал мне сестру из другого города и другой епархии, с которой мы стали каждодневно обмениваться своими размышлениями, и этот взаимообмен очень поддерживал и поддерживает, показывая, что у Церкви нет пространственных и временных пределов, что она с каждым из нас всегда, в разных формах и проявлениях. Осмелев, я начала выкладывать некоторые размышления на своих страничках в соцсетях. Нет, не для того, чтобы показать, как хорошо я размышляю. Напротив, тексты, которые набрасываются в телефоне утром по свежим следам моих маленьких lectio divinа и которые нет времени как-то причесывать, совершенствовать, не являются чем-то, чем мне хотелось бы хвалиться. Но при этом есть потребность именно делиться для того, чтобы Господь говорил, чтобы Его слово звучало, продолжалось, резонировало, чтобы самой стать звучащей струной в Его руках, чтобы славить Его так, как могу, как Он дает это делать в данный период жизни. В ответ Он с каждым днем взращивает в моем сердце все больше и больше смелости свидетельствовать и публично признаваться Ему в любви.

7. Жизнь вместе со Словом

Раньше я думала, что регулярно размышлять могут позволить себе только священники и монашествующие. Даже где-то в глубине меня сидела установка, что мне, мирянке, достаточно прочитать текст Евангелия и послушать проповедь по нему в те дни, когда я прихожу на Мессу, два-три раза в неделю, а на большее я как бы не имею права, ведь мне надо жить обычной повседневной жизнью. Более интенсивно я размышляла только во время реколлекций, то есть один-два раза в год. Теперь только понимаю, какого богатства я себя лишала! И речь идет не о богатстве теоретического познания (хотя этот элемент, безусловно, присутствует, особенно, когда начинаешь сравнивать переводы, заглядывать в этимологию греческих слов). Прежде всего я имею в виду полноту жизни, освященной Словом, на всех ее уровнях. Бывает так, что, открывая очередной евангельский фрагмент, я нахожу в нем решение для актуальной для меня в данный период жизни проблемы – будь она духовной, психологической или житейской. Слово зовет за собой настолько явно и сильно, что теперь для меня очевидно то, что по отношению к Нему нет и не может быть никакого формального подхода, никакого разделения, никаких статусных или иных ограничений. Что касается времени для размышлений, которого, как мне прежде казалось, у меня нет в силу обычной мирской занятости, то стоило лишь понять, что да, я хочу жить с Господом по-настоящему, хочу постоянно слышать Его голос и руководствоваться им, хочу «отплыть на глубину», а не барахтаться на мелководье – и время как бы слегка раздвинулось. Время вообще очень относительная субстанция и управляется нашими ценностями и приоритетами. Бывают такие дни, когда мои дети и неожиданные обстоятельства нарушают ритм утреннего слушания Бога, но тогда я просто внимательно несколько раз читаю евангельский текст, обращаю внимание на слова и фразы, которые откликаются в сердце больше всего, и прошу Бога говорить со мной, несмотря на невозможность побыть одной в тишине. Дальше я приступаю к делам, но не одна, а вместе со Словом, Оно сопровождает меня, даже если я этого не ощущаю, и в какой-то момент дня настигает новым пониманием, ответом, советом, новым поворотом мыслей и чувств. Для Бога нет ограничений, и Дух дышит повсюду, моя человеческая задача – быть настроенной на слышание, а для этого не нужно обладать какими-то особыми знаниями, привилегиями и большим количеством свободного времени. Достаточно горячего желания в сердце: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар 3,10).

Вероника Бикбулатова

Фото: www.backtothebible.ca

 

Источник: Портал Рускатолик.рф