В 28 главе Евангелия от Матфея Ангел отправляет женщин, пришедших «посмотреть гроб» (Мф 28, 1), в Галилею. Чуть позже и Сам Воскресший Иисус Христос подтверждает эти слова, дающие конкретное географическое направление их пути: «пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф 28, 10).

Как часто Господь призывает нас куда-то идти и как часто Он сам куда-то идет! Для чего? Зачем? Размышляя о широте и свободе Его передвижений, можно увидеть географию человеческого сердца. Да, именно географию! Понимая и принимая, что Слово Божие обращено к каждому глубоко персонально, я вижу обширность и разнообразие мест в своей душе (как и в душе каждого человека), по которым ходил и ходит Господь и по которым призывает идти всех нас вслед за Ним.

В моей душе есть Назарет – место, в котором давно, еще в детстве, меня коснулась Благая Весть; и Вифлеем – место, где родился и открылся мне Иисус, Сын Божий, мой Спаситель; есть и Египет – земля изгнания, куда я изгнала себя сама, потому что мой эгоизм, враг мой, постоянно желает убить во мне Слово, ставшее Плотью; конечно, есть и Иерусалим – место, где я поклоняюсь Богу, но где так легко искушаюсь фарисейством; и Иордан – место моего Крещения, откуда струятся чистые воды благодати; и пустыня – обетование моего одиночества, искушений и борьбы; и Самария – место, где моя вера шатка, неустойчива, склонна к ересям, но где ее, младенческую, подхватывает Господь и умножает. Нахожу я в себе и землю Генисаретскую – место моих привязанностей и зависимостей, мое язычество; и гору Елеонскую – место самых сокровенных молитв, поиска воли Отца; и море Галилейское, в котором меня захлестывают и порой поглощают житейские трудности, и где Он, мой Господь, идет ко мне буквально по этим трудностям, где Он спит в лодке, когда я поддаюсь тревоге и страху, и где Он говорит мне с великой любовью: «отплыви на глубину». В моей душе есть также и Судилище – там я осуждаю людей, вешаю на них ярлыки, приговариваю к наказанию, вычеркивая их из своей жизни или своих молитв, а вместе с ними приговариваю и Иисуса. И Голгофа тоже есть… там я распинаю Бога своими грехами и пороками, там я успеваю побыть и первым разбойником, и вторым, и римским сотником, а иногда – Иоанном или Марией Магдалиной.

Конечно, в моей душе есть и гроб. Гробище. Место, где хороню себя саму настоящую, подлинную, и где плачу, но не чистыми слезами раскаяния или умиления, а заунывными слезами жалости к себе. «Ах, у меня нет пасхальной радости, а я так старалась, готовила свою душу», «ах, этот человек меня не любит, презирает, игнорирует», «ах, мои дети такие-сякие, и муж, и погода, и пандемия с карантином в придачу» и – классика жанра: «Господь меня оставил, зачем стараться, Ему я тоже не нужна»… Каменные стены пещеры, спуск вниз, в темноту, ничего не вижу, только тени: «ах, я бедная, невыносимо мне, пойду заглушу эту могильную пустоту соцсетями, заем, запью, закурю, замечтаю, засмотрю фильмом, заткну другим человеком, превознесусь над кем-нибудь, потешусь признанием и славой, поиграю еще в какие-нибудь человеческие игры» (нужное подчеркнуть). А там, внизу, уже кромешная тьма и приходит ужас от видения своего собственного разложения, от своей немощи и тщеславных самовлюбленных мыслей, чувств, слов… И уже прилично смердит похотью потерявшей себя души, завистью и злостью, а камень-то ко входу привален, не выбраться никак! Гроб. Полная духовная изоляция – не чета режиму самоизоляции в эпоху скоростного интернета. И кстати, очень удобная штука – тебя ведь все оплакивают, а это так приятно щекочет струны души: «бедная жертва обстоятельств», и жилетки доброжелателей такие мягкие…

Но у Господа, как всегда, добрые вести, и на этот раз они особенно прекрасны, ибо Пасха! Он посылает Ангела в мой гроб – и каждый раз в новом обличье (это может быть человек, книга, фраза, мысль, событие, сон, новый рассвет, Его Слово). И Ангел говорит знаменитое, более трехсот раз уже сказанное «не бойтесь!» и поясняет, потому что я, «несмысленная и медлительная сердцем», припертая отчаянием, как камнем своего гроба, продолжаю бояться: «знаю, что вы ищете Иисуса распятого» (Мф 28, 5). Я цепляюсь за эту фразу, как за спасительный луч света, моя душа вспоминает вдруг и Назарет, и Вифлеем, и Гефсиманский сад, и Голгофу: «да, ищу, всегда искала, жажду, но теряю… вот как и сейчас потеряла». И мой Ангел сообщает: «Его здесь нет – Он воскрес, как сказал» (Мф 28, 6). Его здесь нет… То есть все эти сетования – Господи, почему ты меня не слышишь? – были обращены не к Нему, и говорила я сама с собой, со своим раздувшимся и смердящим эго… Но несмотря на мою нищету Он знает, что я искала Его прежде, поэтому я – Его возлюбленная дочь и ученица, Его Мария из Вифании, Его отрекшийся Петр. Это только мне, человеку, нужны подтверждения по нескольку раз в день, что я любима, и нежные поглаживания по душе, и цветочки-конфеты от Господа, Ему же достаточно того, что я когда-то Его искала, даже если сотни раз уже потеряла и столько же раз снова провалилась в свой гроб.

«Он воскрес, как и сказал». Я могу пообещать детям, что почитаю им книгу, но порой не сдерживаю обещание, потому что устала и «вообще, как вы мне все надоели». Я могу сказать человеку, что буду молиться о нем каждый день, но проходит, скажем, неделя, и мои личные проблемы вытесняют сострадание к нему, и я забываю просить о нем Бога… Поэтому в своей ограниченности и слабости я сомневаюсь и в том, что Господь сдержит Свое Слово, что Он воскреснет со мной, для меня, вытащит меня из гроба. Но как такое может быть, если Он – Слово, которое одновременно и Было, и Есть, и Будет, и если Он любовь, Которая никогда «не перестает»? Трудно вместить верность Господа нам в ограниченное человеческое мышление, в свою пещеру. Поэтому остается только цепляться за спасительный луч Света – Его Слово — и не нашу, но Его веру в Нас! «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого». Да, я ищу Его… Но есть весть и получше: Он нашел меня навсегда, «как и сказал»! Прощай, гроб!

А теперь – в Галилею, да еще и «на гору, куда повелел им Иисус» (Мф 28, 16). Но почему? Почему Господь не мог явиться ученикам сразу же, на месте Своего воскресения? Зачем снова куда-то идти, ведь мы так много страдали, терпели, и пост этот сложный… Расстояние от Иерусалима до Галилеи – около 120 километров, попробуй пройди пешком вот так, запросто, а потом еще и поднимись на гору! Но слово «Галилея» как указатель направления движения в 28 главе у Матфея звучит трижды.

Вспомним, какие события происходили в Галилее при жизни Иисуса Христа. Прежде всего, Галилея была местом, где Сам Иисус провел детство, она была также местом призвания апостолов, большинство из которых происходило оттуда родом, местом совершения первого чуда – превращения воды в вино, а также местом начала проповеди Царствия Божьего. То есть Галилея – это символ истоков и основания, по отношению к человеческой душе – это чистота христианского призвания, когда оно, незамутненное разочарованиями и трудностями, выкристаллизовалось из слов Спасителя «следуй за Мной». Это также радость апостольского рвения, благодарность первому замеченному в своей жизни чуду и Слову, коснувшемуся души и преобразившему ее. Помимо того, именно в Галилее Иисус умножает хлеба и впервые говорит о будущем великом Таинстве Евхаристии (Ин 6, 1-59). Поэтому Галилея становится и местом первого принятия в сердце откровения о Теле и Крови как источниках Жизни.

Так что же означают слова «пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф 28, 10)? Думаю, если в молитвенном размышлении спросить у Господа, что эти слова означают применительно к каждой душе, то Он ответит персонально, особенно, неповторимо. Моему сердцу Он говорит о том, что я должна смелее исповедовать Его, смелее свидетельствовать о Нем и всегда жить Его Словом и Евхаристией, особенно в духе и особенно теперь, когда ввели запрет на посещение храмов. Я должна как можно чаще воссоздавать в себе ту жажду, которая наполняла меня в моменты особенно близкого общения с Ним, и не впадать в тоску по несбыточному, а идти, идти, идти вперед маленькими шагами, превращая жажду Бога в топливо души. Находиться в каждом моменте «здесь и сейчас», поскольку только так можно сохранять связь с Тем, Кто идет рядом, но Кого я так часто теряю.

Вот только что я ждала пасхальной радости, сидя в своем гробу и сетуя на оставленность. Но Господь говорит прямо: пасхальная радость не есть одномоментное явление или результат каких-то стараний, она – процесс следования Призванию, каким бы скучным оно ни казалось душе в момент, когда она желает духовного утешения и особенных переживаний. Воскресение – не переживания и не молитвенная эйфория. Воскресение – это труд возобновления в себе пути к своей духовной Галилее, труд возвращения к Истокам, 120 километров по пыльной дороге, возможно, на голодный желудок и в стоптанных сандалиях, в страхе преследования иудеями, но при этом в великой Надежде ожидания Встречи. Воскресение – это не конечный результат, это начало и первичный импульс к христианской жизни, который можно многократно возрождать в себе, припадая, как к источнику, к Слову и Телу Христову. Это рутина маленьких каждодневных подвигов, это жертвование и Путь, который начался с Иисуса Христа, и в котором Он нас встречает, чтобы подбодрить, затем снова исчезает из виду, но не оставляет, потому что ждет в конце, на горе, где говорит такие важные слова: «Я с вами все дни до скончания века» (Мф 28, 20).

Если бы Господь сказал мне эти слова, когда я сидела в гробу и плакала от жалости к себе или когда только вышла из него, восприняла бы я их так, как Он этого хотел? Наверное, я бы отнеслась к ним поверхностно, как к просто словам, и они испарились бы из сердца при первом же исчезновении радостных чувств. Но труд совместного пути с Ним, возвращение к истокам и возобновление в себе жажды Слова Божьего, Евхаристии и верности христианскому Призванию буквально высекают эти слова в сердце, оживляют их. «Я с вами во все дни» означает именно во все дни и никак иначе. И в те, когда я попадаю в не самые привлекательные места своей души, проваливаюсь в гроб, и в те, когда, уже пройдя много и поднявшись на гору, вдруг понимаю, что усомнилась, как некоторые из учеников (Мф 28, 17). Но ничто во мне не отлучит меня от Его любви и верности, Он не оставит меня в гробу, потому что Сам был там и Сам вышел оттуда, и в Его замысле Спасения нет и не может быть ошибок. Именно в этом – Пасхальная Радость. Христос Воскрес!

Вероника Бикбулатова

Источник: Рускатолик.рф