«Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11, 16) – это слова, которые сказал Фома, один из учеников Христовых. Эта информация, эта новость о Лазаре, о его смерти явно послужила тому, чтобы Фома как-то впал в уныние и настроение его было угнетенным. Марфа, которую встречает Иисус, говорит: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин 11, 21). Марфа тоже пребывает в таком же угнетенном настроении. Как по-земному еще думает Марфа: мы видим, что Иисус мягко, но тем не менее как бы учит ее, наставляет, исправляет, говорит ей: «воскреснет брат твой» (Ин 11, 23). Марфа отвечает: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин 11, 24), то есть в воскресение мертвых, когда все воскреснут. Создается впечатление, что этот ответ Марфы показывает, что ей не хватает уверенности в Иисусе Христе, не хватает доверия Ему. Хотя она и любит Христа, хотя она и пытается как-то доверять ему, верить, потому она и говорит: «И теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин 11, 22). То есть несмотря на то, что ты не был, не пришел, и теперь пытаюсь верить.

Так и мы верим: любим Христа, но часто без этой уверенности, без доверия Ему. Верим, любим, но нам не хватает этой полной отдачи себя Ему. Отдачи в доверии, в уповании, в том, чтобы отдать себя в руки Божии. Отдать себя Его заботе, Его защите, Его опеке, то есть доверить себя Ему. И Иисус пытается дать эту уверенность, это доверие. Он говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин 11, 25-26).

И Марфа доверилась Христу. И после этого позвала Марию, свою сестру. Марию, о которой мы знаем, что она сидела у ног Иисуса Христа в доме, пока Марфа заботилась об угощении. Марию, которая является примером созерцательной жизни, которая моложе своей сестры, которая смотрит на Христа. То есть, кажется, верит Ему, но тем не менее ведет себя так же, как Марфа в начале, проявляет свое недостаточное упование на Христа и говорит: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11, 32). И в этих словах даже звучит некий упрек Иисусу Христу. Иисус телом не был там, но в то же время был, когда умирал Лазарь.

В начале этого отрывка мы читали, что Христос перед тем, как пойти в Вифанию, говорит Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11, 11). Он узнал, будучи далеко, знал, был рядом. Мария и те, кто с нею пришел, не уповали на Христа, а скорее упрекнули его: «Почему Тебя не было с нами? Почему Ты позволил Лазарю умереть?»

«Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился» (Ин 11, 33-35). А теперь вопрос. Что произошло со Христом? Что это за чувства такие?

Восскорбел духом. По-гречески «ἐνεβριμήσατο» (энэбримЭсато), еще варианты перевода: вознегодовал, возмутился, рассердился. Вознегодовал духом. И в таком переводе это звучит жестко и строго.

Возмутился. Второе слово, которое так передается в русском переводе, – «ετάραξεν» (этАраксэн), что означает смущаться, тревожиться, волноваться.

Прослезился – «εδάκρυσεν» (эдАкрюксэн), означает лить слезы, орошать слезами землю, то есть не просто пустить слезинку.

Что так возмутило Христа? Что заставило Его плакать? Смерть ли Лазаря? Но про него Христос говорит: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». И тогда Иисус не плачет, даже оптимистично говорит Своим ученикам и продолжает в другом месте: «радуюсь за вас, что Меня не было там» (Ин 11, 15). Тут Он плачет, Он возмущается, негодует. Из-за Лазаря ли? Иисус возмутился, наверное, потому, что увидел ее, Марию, и пришедших с ней Иудеев плачущих – и заплакал. Он плачет не над Лазарем. Христос плачет, видя их, этих людей, их безнадежное горе. Безнадежное горе – то есть горе без надежды. Христос плачет, видя и нас без надежды.

Обратим внимание на слова Христовой молитвы перед гробом Лазаря, когда все уже туда подошли: «Иисус же возвёл очи к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин 11, 41-42). Иисус даже говорит в прошедшем времени. Кто был в Святой Земле, был в Вифании и у могилы Лазаря и спускался туда, знает, что эта пещера глубокая и там надо долго спускаться, и Лазарю, обмотанному, перевязанному, было долго и сложно выбираться из нее. Иисус говорит: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин 11, 41). Говорит в прошедшем времени. То есть Он уже воскресил Лазаря, похоже на то. И когда Он требует: «отворите, отвалите камень», и когда кричит: «Лазарь, выходи! Иди вон!», Он кричит уже живому человеку, уже воскресшему. Чудо воскресения было важно не столько для Лазаря, сколько для всех остальных, чтобы они научились полагаться на Христа, доверять Ему, уповать на Него.

Просим о благодати упования и надежды на Христа, на Бога, в любых самых трудных ситуациях нашей жизни.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 29.03.2020