«Дай Мне пить» (Ин 4, 8), – говорит Христос. Говорит самарянке. На что женщина отвечает Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин 4, 9). Знаем, что отношения между самарянами и иудеями были натянутыми. Иудеи не любили самарян, признавая их, скажем, еретиками, теми, кто неправильно верует, теми, кто недостоин того, чтобы почитать истинного Бога, теми, кто ошибается, или, по-простому, почитали их грешниками. А себя правильными. И самарянка говорит Иисусу: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня?»
Такого не бывало. Иудеи у самарян не просили даже воды. И она удивляется: «Как Ты просишь пить у меня? У меня, которую вы почитаете за грешницу?» Можно провести такую аналогию: «дай Мне пить» – эти слова Христос обращает к каждому из нас. И наш возглас как у этой самарянки: «Как Ты, будучи Господом, просишь у меня пить?».
Христос просит пить у нас. Можем вспомнить одни из последних слов Христа на Кресте: «Жажду» (Ин 19, 28). Христос жаждет. Он отвечает самарянке следующими словами: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин 4, 10). Если бы ты знала дар Божий, если бы ты понимала, что сейчас с тобой происходит. Ты не понимаешь того, что происходит, не понимаешь, Кто рядом с тобой. Не понимаешь, почему Он просит пить. Если бы ты понимала, ты сама обратилась бы к Нему, и Он дал бы тебе пить новую воду. Воду живую.
Самарянка пока не понимает и говорит то ли серьезно, то ли в шутку: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин 4, 15). То есть сделай мне так, чтобы мне было удобнее жить. Но можем перевести это в другой контекст и вспомнить слова Пророка Иеремии, через которого Бог говорит, обращаясь к народу: «два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер 2, 12).
Какие это водоемы разбитые? Это те места, те обстоятельства, в которых мы ищем того, что только Бог может дать. Вне нас, внутри нас – это водоемы разбитые, которые мы себе придумали, построили, которые не могут держать воды. Мы всегда чего-то ищем в этом мире. В глубине этих поисков находится желание, которое в нас есть. Желание обрести мир, обрести покой, радость, счастье, любовь. Но ничто сотворенное не способно их дать, хоть и обещает.
Жажда Бога – это жажда любви, жажда того, чтобы я пришел к нему. Жажда Бога – то, чего Бог жаждет. Чего жаждет Бог? Чего просит Христос у самарянки, говоря: «Дай Мне пить»? Чего жаждет Христос на Кресте, говоря: «Жажду»? Он жаждет нашей любви, жаждет, чтобы я пришел к Нему, чтобы я все оставил, чтобы я себя отдал Ему. Бог жаждет нас. Мы тоже жаждем Его. Бог любит нас. Мы тоже любим Его.
Даже если эта наша любовь к Богу очень слаба, даже если она где-то спряталась, даже если ее трудно найти, далеко в глубине нашего сердца она присутствует, даже если мы ее не видим. Бог просит воды. Просит, чтобы мы отдали себя Ему. Потому что любит, и любовь эта жаждет. Бог Сам жаждет отдать Себя нам. Поэтому Христос говорит: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама пошла бы к Нему и просила бы у Него воды».
Если бы мы понимали, Кто говорит нам: «Дай Мне твою любовь», мы сами обратились бы к Нему и просили бы Его любви. Инициатива исходит от Него, от Бога, ибо Он первый возлюбил нас. И создал нас потому, что любит, и искупил нас потому, что любит. Как мы читали сегодня во Втором чтении Послания к Римлянам: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим 5, 8). Женщина-самарянка считала, что недостойна того, чтобы иудей обратился к ней за водой. Мы считаем себя недостойными, чтобы Бог обращался к нам с этой просьбой, с этой жаждой любви. Но Бог тем не менее нас любит. Он любит нас несмотря ни на что.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 15.03.2020