В первое воскресенье Великого поста Евангелие напоминает нам, как сам Иисус Христос начал Свой пост – удалился в пустыню. Пустыня, мы знаем, – место уединения, место, где не слышится шум больших городов, где человек может, действительно, быть самим собой. Он может быть там в одиночестве. Это то, что Бог предлагает нам, что Церковь предлагает нам во время Великого поста, когда мы должны найти время, чтобы уйти от всех наших забот, ото всего, что у нас есть, для того, чтобы найти эту пустыню, то есть единение с Богом. Чтобы были только я и Бог, больше никого. И это очень важно. Почему? Потому что в шуме мы очень мало чего слышим. Поэтому, если внутри меня, можем так сказать, бурлят все эти заботы, о которых я ежедневно думаю, все проблемы, которые, к сожалению, у нас есть, то мы очень редко слышим голос Господа, поэтому нам необходимо это уединение.
И второй момент, очень интересный, где говорится, что Иисус Христос постился 40 дней и 40 ночей, то есть суровый пост. И тогда многие говорят: «Ну, отец, зачем поститься? Это уже старомодно, это уже прошло». Нет, нам необходимо! Но для чего? Для того, чтобы помогать нашей душе стать легкой, чтобы она могла смотреть на Бога.
Представьте себе: спортсмен – самый быстрый человек на свете, легкоатлет, он бегает быстрее всех. Понятно, что у него индивидуальные тренировки, навык, конечно, но если прицепить к его ноге тяжелый вес, например, большой камень, он будет быстро бегать? Конечно, нет. Но отец, у него же навык есть, у него физическая способность есть? – Есть. Но что мешает ему идти вперед? Этот камень, вес ему мешает. То же самое происходит в духовном плане с нами. Да, у меня навык есть, я прихожу, молюсь, стараюсь говорить с Богом, стараюсь быть хорошим, стараюсь делать добрые дела, но иногда на нас тоже наложены такие бремена, наши ежедневные заботы, наши проблемы, может быть, наши привязанности к чему-то, к кому-то.
Это все камни, которые могут сделать, чтобы мы гораздо медленнее приходили к Богу. Поэтому пост помогает нам как раз отказаться от тех вещей, от которых нам труднее всего отказаться, чтобы наша душа быстрее приходила к Богу. Отец, как тогда нам нужно поститься, что нам можно делать, что нельзя? Конечно, пост, прежде всего, должен быть внутренним, а не внешним, несмотря на то, что внешний пост помогает внутреннему. Он должен быть внутренним особым образом.
Как во время поста мы иногда делаем, чтобы наше тело чуть голодало. Допустим, я меньше буду кушать или откажусь от какого-то особенного блюда, которое я очень сильно люблю. А давайте мы сделаем так, чтобы во время Великого поста наша гордыня голодала, наш эгоизм голодал, наша нетерпеливость тоже голодала. Давайте сделаем этот пост Великим для нас. Будем больше обращать внимания на внутренний пост. Я не говорю, что нельзя делать внешний пост – нужно, но многие делают только внешне и забывают о том, что внутри – самое главное. Поэтому давайте, как говорил, постараемся сделать, чтобы во время Великого поста наша гордыня, наше тщеславие, наш эгоизм, наши капризы, наши грехи голодали. Чтобы они почувствовали, что мы живем во время Великого Поста.
Давайте, если мы будем так переживать это время, то сможем потом в конце периода Великого поста говорить, что он был для нас Великим, потому что мы сделали великое. Но великие для меня дела: не дал ходу моей гордыне, моему тщеславию, моему характеру, старался быть терпеливым, особенно с теми людьми, с которыми мне труднее всего. Давайте, постараемся дать как милостыню наше прощение тем людям, которые обижали нас. Дать как милостыню нашу молитву за тех людей, которых нам труднее всего простить. Давайте постараемся делать так. И, как я уже говорил, тогда наш пост будет, действительно, Великим. Он не будет лишь называться, он будет таким Великим.
Многие забывают о том, что говорят: «Ладно, вот сейчас время Великого поста, буду поститься, буду делать все, что возможно, для того, чтобы пережить это время хорошо, но как только наступит Пасха, все. Все бросаю, это время для того, чтобы веселиться»… и так далее. Осторожно! Осторожно, дьявол как раз ждет этого момента, когда мы перестанем работать, когда мы скажем: «.ладно, можно уже расслабиться». Для того, чтобы мы поняли, как это действует, еще один маленький пример.
Представьте себе, что у кого-то очень большой дом, и его дом попал в осаду разбойников. Двадцать человек окружили его дом, и они хотят грабить, хотят войти в дом и… Этот человек сделал так: закрыл все двери, все окна дома, то есть он в безопасности внутри своего дома. Но проходит один день, второй, третий, неделя – и он говорит: «Ну ладно, мне нужно хотя бы чуть-чуть открыть окна для того, чтобы был какой-то воздух, проветрить комнату». Как только он откроет окна, все эти разбойники войдут в его дом.
Это о том, что иногда происходит с нами. Мы работаем, работаем, работаем, потом говорим: «Ладно, сейчас время для того, чтобы отдохнуть». Это момент, которого дьявол ждет для того, чтобы войти со своими искушениями. И если мы там находимся расслабленными – упадем, и тогда он выиграет. Поэтому, время Великого поста – это особое время, когда мы больше всего уделяем наше внимание тому, что нужно поститься, больше молиться. Но пусть это время как раз будет подготовительным временем для того, чтобы потом, после Пасхи, мы продолжали, может быть, не так интенсивно, как сейчас, но чтобы мы не бросали эти дела.
Чтобы наша молитва всегда присутствовала, чтобы мы могли постепенно отказаться от своеволия, от своих капризов, от своих грехов, от своих привязанностей для того, чтобы всегда быть начеку против дьявола, чтобы он никогда не видел, что мы спим. Чтобы мы всегда были готовы бороться против искушений.
Попросим именно этой благодати сегодня на святой Мессе, чтобы мы всегда были готовыми, чтобы мы всегда- всегда были начеку для того, чтобы не дать место дьяволу, чтобы мы всегда выходили победителями против искушения.
о.Данило Магела
Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 01.03.2020