Сегодня празднуем Сретение Господне. Празднуем Встречу. Сегодня Евангелие особым образом указывает на этого человека – Симеона. Старец Симеон, Святой Симеон, который в восточной традиции называется также Богоприимцем, – тот, кто принял Бога в свои руки. Согласно той же восточной традиции Симеон был очень стар, он был одним из семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык. Известен этот перевод как Septuaginta. Этот перевод потребовался особенно для евреев, которые жили в рассеянии, то есть вне Святой Земли, вне Палестины, в других странах, и уже начали забывать язык, на котором было написано Священное Писание. И также этот перевод помог греческому миру, остальному миру близко ознакомиться с Ветхим Заветом – то есть с Божьим откровением.
Примерно рассчитывается, что начало работ по переводу было в 280 году до Рождества Христова. Можем себе примерно представить, насколько это было давно уже для момента рождения Иисуса Христа. Согласно этой традиции, Симеон, который был одним из переводчиков, когда переводил слова Пророка Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7, 14), усомнился в том, что перевод «Дева» правильный. Как может Дева, оставаясь девственной, зачать? И хотел исправить это слово на слово «жена», то есть «жена приимет, родит сына…» И когда он хотел это сделать, когда писал, явился Ангел и схватил его за руку. Остановил.
Если вы поедете в Свияжск и попадете в главную достопримечательность, собор под защитой Юнеско, там есть на потолке изображение этого момента: Ангел, который хватает пытающегося что-то написать Симеона за руку. И Ангел пообещал Симеону: «Ты увидишь исполнение этого пророчества», то есть что Симеон не умрет, пока не увидит Мессию и не увидит Его Мать, ту, которая Дева и которая зачала. И это исполнилось спустя примерно 280 лет. То есть Симеону было около 300 лет.
300 лет, длинная жизнь. В таком контексте слова Симеона звучат особенно сильно: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29-32). Долго он ждал Христа. Мы пытаемся понять такое ожидание во время Адвента, когда мы сами как бы ожидаем пришествия Христа. А у Симеона был очень длинный Адвент, 280 лет. Длинное ожидание с надеждой. Он не просто ждал, как мы ждем автобуса, это ожидание было активным, то есть он хотел, чаял пришествия Мессии. Возможно, за свою длинную жизнь в этом ожидании Симеон испытал много разного, ведь это длинный срок. Пережил беды, смерть всех близких, смерть детей, внуков, правнуков. Остался совсем один, может быть, для тех потомков, которые жили, он был очень далек. Столько воды утекло, столько изменилось. Возможно, Симеон не раз отчаивался дождаться Мессию, но Ангел обещал, он не умирал – и продолжал ожидать, продолжал чаять.
Возможно, чем больше он ожидал, чем больше видел этот мир, тем больше понимал необходимость прихода Спасителя, видя падения людей, грех, глубже понимая опасность греха для людей. Возможно, Симеон понял еще больше, понял, что приход Спасителя не будет таким гладким, не будет триумфальным, но будет связан со страданиями. Потому и сказал при этой встрече Деве Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк 2 ,34-35). Симеон ждал. Сретение. Это встреча. Встреча с кем? С Симеоном? Нет, это встреча со Спасителем. Как она важна, эта встреча, как долго можно к ней стремиться. Это не просто ждать, что что-то там произойдет неважное. Это стремление к встрече, которое преодолевает века. Сколько радостей и трудностей, сколько страданий даже эта встреча может принести. И при этом мы ожидаем ее. Как она все равно желанна, эта встреча со Спасителем.
Встретить Христа, быть со Христом – для нас сейчас это намного проще, легче и быстрее. Не нужно ждать века, достаточно прийти на Мессу, чтобы соединиться со Христом и Его Крестной Жертвой. Достаточно прийти на исповедь, чтобы получить примирение с Ним, прощение грехов, омовение души. Откладываем ли мы этот момент, момент встречи? Ценим ли мы встречу со Христом? Святой Симеон по вдохновению Духа Святого пришел в храм, чтобы встретить Христа. Как часто у нас бывают такие вдохновения, что нужно идти в храм? И как часто мы следуем этим вдохновениям? Как мы, спешим ли на встречу со Христом, чаем ли встретиться с Ним, торопимся ли? Или не спешим?
Возьмем пример со Святого Симеона, будем с нетерпением чаять встречи со Христом. Будем спешить к Нему навстречу.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 02.02.2020