Иисус увидел братьев: Петра и Андрея, Якова и Иоанна – и призвал их, и они последовали за Ним. Христос призывает нас быть с Ним. Призывает нас идти с Ним и жить с Ним, как жили апостолы. Во Втором чтении мы слышали другие слова. Слова предостережения, или даже наставления, исправления, Апостола Павла к Коринфянам: «…сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор 1, 11-13) Разногласия, которые возникли между христианами, в данном случае, разногласия относительно того, через кого они получили Евангелие, Благую весть: через Павла, через Аполлоса, через Петра или прямо от Христа.
Мы видим, что даже во времена апостолов христиане падали в искушения. Эти искушения – это следовать за чем-то более конкретным или более осязаемым, чем Христос. Один из видов этого искушения – это следование за определенными людьми, простыми или не очень простыми, часто за людьми хорошими. Следование за теми, кого можно видеть, слышать и кого можно потрогать, к кому можно прикоснуться. То есть что-то очень конкретное. Эти христиане в некотором смысле делали себе кумиров – и делали кумиров даже из апостолов. Поэтому Павел, понимая, что дело идет не туда, прямо обращается к Коринфянам, чтобы вразумить их.
Мы делаем себе кумиров. Это могут быть люди Церкви, а могут быть люди мирские, могут быть даже противники Христа, друзья греха и даже сатаны, это могут быть люди, известные в своей сфере: ученые, математики, бизнесмены, композиторы, психологи, гуру, которые изрекают интересные мысли, и так далее. Может быть Билл Гейтс или Стив Джобс, Илон Маск, Марк Цукерберг, Месси или Рональдо, Майкл Джордан, Шакил о’Нил, Джон Леннон, Фредди Меркьюри, Мадонна, Майкл Джексон, Ганди, Нельсон Манделла, Черчилль или Сталин, или даже Гитлер.
Как много вариантов, из которых люди выбирают себе идолов. Идолов, которые потом становятся предметом любви и подражания и которые далеки от Христа. Хорошо, когда это не мирские люди, не люди, далекие от Бога, а люди, приближенные к Нему. Например, Папа Франциск, или Бенедикт, или кто-нибудь из святых: Мать Тереза, Падре Пио, святая Тереза из Лизье, святой Франциск Асизский. А может быть, это кто-то из тех добрых людей, которых мы узнали в своей жизни, кто нам повстречался, кто-то из священников или монахинь. Но мы должны вновь вспоминать, что прежде всего и превыше всех должен находиться в нашей жизни Бог, Христос.
Когда мы попали в церковь – каким бы образом это ни произошло, сознательно или несознательно, принесли нас младенцами и крестили или мы сами пришли, – мы попали в удивительную семью, пускай даже когда мы все собираемся, это не всегда так заметно. Удивительная семья: у нас есть отец, Бог-Отец, любящий Отец, самый любящий, самый добрый. Настолько добрый, добрее, чем мы даже можем себе представить. Если мы сядем и постараемся представить себе, насколько добр Бог, и приложим все свои усилия, все свое воображение, все время, Он все равно будет намного лучше, чем мы можем себе представить.
Христос, наш брат. Это удивительно, мы даже как-то стесняемся такое сказать, потому что как может Христос быть братом? Он же Бог. Да, Бог, ставший человеком, но человеком, Который возвел нас в достоинство детей Божьих, а значит, сделал нас Своими братьями и сестрами. Брат, Бог и брат. И в этом мире нам не найти настолько любящего брата. Это хорошо, если у нас есть брат, который нас любит сильно, хорошо, когда между братьями бывают теплые и сердечные отношения. Но часто братья между собой соревнуются и не столько друг друга любят, сколько видят друг в друге соперников, хотя, может быть, и привязаны друг к другу.
Дева Мария, наша нежнейшая Мать, которая никогда не оставляет нас. Нежнейшая, нежнее, чем все матери вместе взятые. Никогда не оставляет нас и не перестает о нас думать и заботиться. Вот сейчас она думает и заботится обо мне. Мои братья и сестры, все святые, которые тоже усыновлены Богом-Отцом, Жертвой Иисуса Христа, и которые находятся во славе. Все мы призваны в эту семью и вошли в нее. Мы призваны войти в эту любовь, Божью любовь, которая царит в этой семье, в Божественную жизнь, которая происходит в этой семье. Мы тоже призваны разделить эту Божественную любовь, а значит, и заботу Бога о спасении людей. О спасении меня самого и моих близких.
Поэтому сегодня мы особым образом поразмышляем и о Святом Писании. О следовании за Христом, о котором пишет сегодня Евангелие. Апостолы последовали за Христом, стали жить со Христом, быть вместе со Христом, ходить вместе с Ним. То есть стали учиться жить в этой семье, наблюдать за этой семьей, где Бог – Отец и где есть удивительный брат – Бог Христос. Чтобы нам тоже быть как апостолы, надо следовать за Христом и следовать за Богом. И особым образом мы это делаем, когда читаем Священное Писание: Евангелие, Новый Завет. Следуем за Христом, пребываем с нашими братьями апостолами, смотрим, что они делают, чему учат, как живут, как страдают, как терпят искушения, как борются с искушениями, как впадают в искушения и потом каются.
Видеть и смотреть, как действует Бог-Отец (это все Священное Писание: Ветхий и Новый Завет), как ведет Он человечество, как ведет людей к тому, чтобы они все больше приблизились к Нему, отдалились от своих страстей, привязанностей и шли к Нему. Как Бог хочет и ведет людей к познанию Себя и к познанию нас самих тоже, как ведет всех ко спасению, как ведет всех в Свою семью, удивительную семью, в которую мы вступили, вступив в Церковь.
Поэтому попросим сегодня благодати от Христа Иисуса, через Христа Иисуса у Бога-Отца, по заступничеству нашей нежнейшей Матери Пресвятой Богородицы и всех святых наших братьев и сестер, чтобы нам тоже идти по этому пути, по которому шли апостолы, по которому шли все святые, чтобы нам тоже познавать Бога, познавать Христа, познавать эту удивительную семью. И чтобы начинать жить в ней и любить той любовью, которая в ней царит.
о. Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 26.01.2020