Дорогие братья и сестры, не знаю, выспались вы или сейчас надо немножко… Я скажу «Аминь» в конце проповеди, знаете, да? Но, может быть, и во время проповеди получится прислушиваться. У вас в Казани всегда немножко страшно проповедовать, знаете, почему? Потому что после Мессы находишь свой текст где-то в интернете.

Проповедь и доклад или выступление – это разные вещи. Проповедь – это часть святой Литургии. Мы сейчас хотим услышать не епископа Клеменса из Саратова, а на самом деле я хочу с вами услышать в своем сердце Самого Бога. Он пользуется нашими «услугами», то есть Он может говорить во время проповеди священника, но Своими словами. То, что мы слышим, это определенный язык, а к сердцу Бог Своим путем дойдет. Дайте Ему этот шанс.

Итак, вместе с вами осознаю, что все важные дни в жизни нашей имеют свою фазу подготовки. Например, венчание. Венчания без подготовки не бывает. Пасха: Великий Пост, священное Пасхальное Триденствие – то есть подготовка, без подготовки нет Пасхи. День Рождения – простой пример – надо каким-то образом немножко готовиться. И страшно, когда вечером в десять часов осознаешь, что у твоего друга сегодня день рождения, а он живет в Новосибирске, день там уже прошел. И поэтому, то есть в связи с тем, что все важные дни в нашей жизни нуждаются в подготовке, поэтому я вам уже сегодня хочу немного сказать о том, что будет в следующее воскресенье, потому что это будет важный день в нашей жизни.

Следующее воскресенье… Посмотрим в календарь – где-то есть эти литургические календари и тексты – там пишется очень просто: III Рядовое воскресенье, нет никакого торжества. Но Папа Франциск в сентябре, то есть не так давно, объявил, что с этого года так называемое обычное III Рядовое воскресенье будет называться и мы должны его праздновать как Воскресенье Слова Божьего. То есть это новый праздник в Церкви. Но праздник получится, только если к нему готовиться. Если вы только в следующее воскресенье снова услышите об этом, вы это примете всерьез – и, может быть, даже не всерьез, потому что другие дела в жизни более серьезны. Хотелось бы, чтобы мы сегодня с открытым сердцем и решением своей воли были готовы к этому. Это важно, иначе Папа Франциск не объявил бы такой новый день в календаре Католической Церкви.

Воскресенье Слова Божьего. Слово Божье – только что нам трижды его уже читали. Но все-таки, как часто мы осознаем, что библейские тексты уже такие древние, а наша жизнь другая. Если бы нам передали Слово Божье в виде смс – то есть не больше чем 160 знаков – то, может быть, мы еще читали бы и прислушивались бы. И если бы нам передали это все каким-то современным языком. То, что нам читают, часто так непонятно. Почему? Потому что мы не готовы услышать это, мы не готовимся к чтению Священного Писания. Папа Франциск желает, чтобы мы снова осознали Священное Писание, Библию, Ветхий и Новый Завет – это столп, один из этих двух столпов, на которых Церковь построена. То есть один – это учение Церкви, Катехизис, а другой – это Священное Писание, Библия.

Библию признают все христиане, именно в начале года всегда с 18 по 25 января отмечаем Всемирную неделю молитв о единстве христиан, и где-то внутри или в этом году прямо непосредственно после этой недели всегда будем осознавать это Воскресенье Слова Божьего. Все христиане читают Библию, Библия нас объединяет. Это только один важный момент, но важно для нас, для каждого – действительно для каждого, не только для священника, – чтобы мы умели читать Библию. Несмотря на то, что она, на первый взгляд, такая несовременная книга, древняя книга, тексты, которые требуют комментариев, того, чтобы мы понимали, что там имеется в виду.

Итак, Папа говорит не Воскресенье Библии, а Воскресенье Слова Божьего. То есть слово. Бог говорит. Нам часто кажется, что общение с Богом – это молитва. Значит, общение с Богом – я молюсь, или своими словами, или читаю молитву – конечно, надеемся, всем сердцем. Но, кажется, молитва заключается все-таки в моем обращении к Богу. Библия – это ответ, Библия – это Бог, Который обращается ко мне Своим Словом. Можно сказать, ну, как это, если Бог хочет мне сегодня что-то сказать, тогда Ему надо посмотреть, как это преподнести, как конкретно говорить в мое время. Бог конкретно говорит в Священном Писании, и мы должны учиться, христиане – то есть откуда название – мы ученики Христа – мы должны учиться у Него, мы должны уметь читать Библию.

В советское время я сам помню, как я студентом еще приезжал раз в год в Советский Союз и где-то в своем багаже прятал маленькую Библию – или Новый Завет, или всю Библию, но очень мелким шрифтом напечатанную, – и где-то эту маленькую книжку положил и переживал, что будет на границе Советского Союза, если эту Библию найдут, страшно было как-то. Сегодня Библия, кажется, стоит у всех дома на полке. Если бы я пришел сегодня к вам в гости, вы могли бы, наверное, показать мне, где она лежит или стоит. Надеемся, что на Библии нет пыли, чтобы если бы я пришел на самом деле, чтобы я не взял бы эту Библию вот так (сдувает воображаемую пыль): «Когда последний раз брали ее в руки?»

Если мы хотим услышать Бога, важно, чтобы мы вошли в этот контакт, чтобы мы Ему дали этот шанс общения с нами. Но вы, может быть, оправдаетесь и скажете: «Но все-таки трудно, я не богослов!» Не обязательно надо быть богословом, чтобы слышать и понимать Бога. Помните Евангелие, которое слышали только что? Иоанн Креститель – он нас сопровождает уже довольно долгое время: в Адвент, в Рождественское время и сейчас после – который говорит: «Вот Агнец Божий» и потом говорит: «Тот, Который меня послал крестить водой, Он мне сказал: тот, на котором увидишь, на которого нисходит Святой Дух, вот он – Тот». Иоанн не услышал это по телефону или как-то громко, с неба, он это услышал в своем сердце, он не был образованным, он был очень простым человеком, но он услышал Бога – и понял. То есть не обязательно нужно высшее духовное образование для того, чтобы читать Библию, для того, чтобы иметь какую-то, осторожно скажу, гарантию правильного понимания.

Полезно читать вместе. Есть так называемые библейские кружки – или другие это называют Lectio Divina или еще как-то по-другому. Вместе читать Библию – это значит исполнять повеление Иисуса, Который говорит: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20). То есть когда мы вместе хотим услышать Слово Божие, тогда есть больше уверенности в том, что мы правильно понимаем. Библейский кружок — это не дискуссия: читаем, и один потом говорит: «Ну, вот, значит, это так и так», а другой говорит: «Да нет, это совсем по-другому!» Библейский кружок – это значит с открытым сердцем друг другу сказать, как ты понимаешь, что там написано, и вместе надеяться на то, что этот обмен тем, что услышали, помогает правильно услышать и набраться сил исполнять то, что Господь сказал.

В следующее воскресенье будет это самое Воскресенье Слова Божьего. Подготовка могла бы состоять в том, чтобы каждый из нас в течение этой недели – фантастично! забываем об этом после Мессы, наверное, 70-80 процентов забывают, двадцать процентов, может быть, принимают всерьез –могли бы определиться: новый праздник – как я в своей жизни заново, а, может быть, впервые, могу поставить Слово Божье, Священное Писание, Библию на такое выделенное место. Я мог бы читать каждый день хотя бы немного. Папа Иоанн Павел II каждый день читал одну страницу Библии на русском языке. Я мог бы хотя бы треть страницы читать на моем родном языке. Вот вы скажете: «Идея с этими библейскими кружками вообще неплохо звучит, но знаете, у нас город такой большой, я далеко живу, после работы я не могу». А может быть, рядом с тобой живет еще кто-нибудь из прихожан? Не обязательно надо приезжать на библейский кружок сюда, вы могли бы там, в вашем микрорайоне собираться, три-четыре, может быть, семьи, вместе читать. «Но мы все-таки не понимаем, нам все-таки нужно введение в это…» Просите. Настоятеля, священников, сестер, тех, кто на самом деле изучает Библию. Но не бойтесь читать Библию.

Воскресенье Слова Божьего – это только импульс для того, чтобы Библия стала для нас важнее. Иногда мы, кажется, завидуем протестантам, которые Библию цитируют наизусть. Они говорят: «Там и там так и так написано», и мы смотрим – правда. Не самое главное знать какие-то цитаты наизусть, самое главное – быть открытым к тому, чего Бог сегодня хочет. Нельзя сказать, что воля Бога – ну, когда-то он там что-то решил, как батарейку в часы поставил – и сейчас время идет и когда-то будет конец. Воля Бога – это всегда что-то актуальное, он и сейчас чего-то хочет от нас, и потом, то есть всегда. И для того, чтобы услышать, Папа нам напоминает: «Смотрите! Есть Его Слово! Читайте!» И не думайте: «Вообще я Библию читаю, я все знаю уже, что там написано, ну, более-менее».

Мой духовный наставник – или как это назвать, священник, который мне в семинарии помогал идти по пути поиска призвания, – он каждый день утром размышлял над Священным Писанием. Он брал Библию, читал отрывок и потом полчаса в тишине выдерживал с этим отрывком и пытался услышать эхо в своем сердце: что Господь мне сегодня сказал. И знаете, в чем особенность?  В том, что у него было всего семь текстов Священного Писания. То есть он не читал от корки до корки, он всегда читал Евангелие от Иоанна: в воскресенье один текст, в понедельник другой, во вторник третий, а в следующее воскресенье опять то, что читал в прошлое воскресенье. Зачем это? Потому что Слово Божье, Воля Бога актуальная, то есть Бог теми же словами мне сегодня – ну, или через неделю – что-то новое умеет сказать, потому что слова – это только, скажем, коробка, а внутри – жизнь, Бог.

Вот так, может быть, мы немножко уже начали готовиться к следующему воскресенью – но не слишком рано, я думаю. Хотелось бы, чтобы это воскресенье, которое впервые сейчас находится в календаре Католической Церкви, нашло свое место в нашей жизни. Аминь.

 

еп. Клеменс Пиккель

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 19.01.2020