Праздник Крещения Господа нашего. Этот праздник является хорошим моментом, чтобы вспомнить о нашем собственном крещении. Вспомнить о крещении и о том, какими должны бы быть его плоды. Это также хороший момент, чтобы обновить крещальные обещания, исповедание веры и отречение. Мы делаем так вместе с теми, кто принимает крещение, каждый раз, когда участвуем в крещении кого-либо, детей или взрослых, но сегодня мы никого не крестим и можем обновить наши обеты, не отвлекаясь ни на кого, думая о себе.

Обновление крещальных обетов – это те «Верую» и те «Отрекаюсь», которые мы говорим. Сначала «отрекаюсь», потом «верую». Зачем нужно обновление? Что и зачем нужно обновлять? Зачем нужно обновлять обещания или нашу веру? Разве вера нуждается в обновлении? Обновление нужно для каждого из нас. Потому что жизнь человека – это не механическая вещь. Мы не просто роботы, в которых можно заложить определенную программу, и они будут всегда действовать по ней верно. Мы не часовой механизм, который можно настроить, завести, и он будет работать – и работать примерно одинаково.

Мы не просто холст, на котором можно нарисовать картину, и она будет неизменной и будет украшать стену нашего жилища или радовать посетителей музея. Нет, жизнь человека не механическая. Жизнь человека – это не серия пластических операций, которые можно сделать и после которых наше лицо преображается и остается таким навсегда, если не произойдет что-то страшное.

Жизнь человека – это постоянный выбор, это постоянное решение. Выбор, который мы совершаем постоянно, каждый день и каждый момент. Когда мы приняли крещение либо когда обратились к Богу, наша вера была молодой, мы сами были моложе. Прошло время, мы изменились, мир изменился, трудности изменились, вызовы изменились. Мы можем вспоминать прошлое с ностальгией: «Какая у меня тогда была вера, как я тогда молился!» У каждого возраста есть своя вера, можем сказать так, или каждому возрасту присущи свои качества, своя глубина. Вера в ее содержимом, то есть в том, во что мы верим, это сокровище веры – оно постоянно. Но содержимое веры мы со временем и с действием Божьей благодати понимаем глубже, а значит, наша вера углубляется.

А кроме этого сокровища, которое мы можем понимать все больше, есть еще такая вещь, как акт веры, вера в действии. Эти акты веры каждый раз особенные, каждый раз другие, отдельные, отличаются друг от друга. Отличаются количеством, то есть акт веры, который я совершил пять минут назад, и тот, который я совершаю сейчас, – это два акта, два действия, которые я совершаю, – и отличаются интенсивностью.

Я могу сейчас поверить сильнее, чем верил день назад, например, в то, что Христос присутствует в Евхаристии. И что когда я принимаю Святое Причастие, я принимаю Христа. Самого Христа, который является Богом, Творцом всего существующего, всей Вселенной, Христа, Который любит меня, Который умер за меня на Кресте, Христа Милосердного, Который прощает меня, прощает мои грехи так, что после исповеди они перестают существовать, оправдывает меня.

Акты веры отличаются интенсивностью и содержимым. Это конкретные поступки веры, дела веры. Эти акты веры хотя и даруемы благодатью Божьей, потому что мы верим, потому что Бог нам это дает, но они также зависят лично и от нас, от меня, от моей воли, от моего решения: «Верю! Верю, Господи, что сейчас, присутствуя на Святой Мессе, я присутствую на Твоей  Жертве. Жертве, которую Ты приносишь за меня на Кресте». Это «верую» – это моя решимость, это то, что я решаю здесь и сейчас. Решительно верю, доверяю.

Верую и отрекаюсь – эти два слова мы говорим, когда обновляем крещальные обеты. Верую. Вера – это принятие Бога – прежде всего я принимаю, что Бог есть, – и принятие всего того, что Бог открывает мне. Бог есть, но вера шире, дальше, глубже. Я верю и в то, что Бог мне открывает: о Себе Самом, о мире, обо мне, о том, как мне быть, как мне жить, как правильно жить. Бог открывает это мне через Иисуса Христа, через Священное Писание, через Церковь. Поэтому «верую» – это принятие всего того, что Бог мне открывает, и Самого Бога. Когда мы говорим «верую», обновляя наши крещальные обеты, это «верую» в сжатой формулировке находится в Символе веры, который мы произносим во время воскресной Мессы. А в более развернутой формулировке это «верую» находится в Катехизисе Католической Церкви. То есть когда мы будем говорить «верую», что мы говорим? Мы говорим: «Я здесь и сейчас принимаю то, что Бог есть. Я соглашаюсь, что Бог есть. Я своим сердцем полностью прилепляюсь к этому, к Нему, к Богу, и ко всему, что Бог мне открывает и чему Церковь учит».

Когда мы молимся, когда осознанно предстаем перед Богом, когда говорим: «Вот, Господи, я перед Тобою» или когда полагаемся на Бога в трудностях или в опасностях, когда просим о Его помощи, когда жертвуем Ему наши собственные труды, трудности – в эти моменты, в этих поступках мы совершаем акт веры, принимаем Бога и все, что Он нам открывает в этот определенный момент, – это «верую».

«Отрекаюсь», хотя это идет в начале. Вера без дел мертва. Вера приносит плоды, которые состоят в праведной жизни, то есть в совершении дел, которые угодны Богу, и значит, в борьбе с искушениями. Каждый раз, когда мы находимся перед лицом искушения, когда мы внутренне мобилизуемся, когда обращаемся к Богу за помощью, когда противостоим собственной плоти, противостоим искушению тварного мира, когда с решимостью противостоим сатане. Каждый раз, когда мы перед лицом возможности согрешить не совершаем грех, а творим правду, то есть поступаем праведно и свято, то тоже совершаем акт веры. Но это уже акт веры в поступки, в действия, в то, что мы делаем. Не только в нашем сообразовании воли и ума, но и в материальном смысле. Когда мы воздерживаемся от определенного греха, наша вера показывает себя в деле. Мы как бы говорим: «отрекаюсь потому что верую».

Обратимся за помощью к Пресвятой Богородице. Она – женщина веры, Матерь всех верующих. Попросим ее, чтобы она даровала нам Божью благодать жить верой как можно совершеннее, как можно полнее, совершая изо дня в день и много раз в день эти наши акты веры. А сами мы сегодня осознанно обновим нашу веру, наше «верую» и наше «отрекаюсь».

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 12.01.2020

Фотоальбом со Святой Мессы праздника Крещения Господня 12.01.2020 https://vk.com/album-155597901_269947590