Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Мк 12,31
Хромые, слепые, расслабленные, прокаженные, бесноватые, а также невежественные, жадные, тщеславные, боязливые, отрекающиеся… Люди всевозможных немощей, физических и духовных. К этим людям – к нам! – пришел Иисус Христос, чтобы – буквально! – войти в них, исцелить, преобразить, начать созидать Царство через них (нас!).
Умом мы все понимаем, что слабы, грешны, несовершенны и что сами по себе не можем достичь ничего, но порой бывает очень трудно принять эту истину сердцем и волей. «Я постараюсь, я смогу», — часто говорим мы, когда получаем духовный совет, и в момент вдохновения искренне начинаем верить в себя и свои силы и упрямо вращать педали своей жизни, не замечая, что сидим на велотренажере, а не на велосипеде. На волне душевного подъема бывает трудно не сорваться в упоение собственными возможностями, даже с Богом в сердце и молитвой на устах. Но бывает, что мы проваливаемся и в другую крайность: «я не смогу, это не для меня», «я ничтожество» — и тем самым также перекрываем себе движение вперед и недовольно отодвигаем от себя предлагаемую Господом возможность быть инструментом в Его руках.
Где же находится серединный путь? Тот, о котором говорил апостол Павел: «когда я немощен, тогда силен» (2Кор 12,10). Как служить Богу и не скатываться ни в тщеславное самолюбование, ни в депрессивное самобичевание, в обоих случаях нездоровое? Наверное, это прозвучит странно, но об этом говорят как Священное Писание, так и жизнь: серединный путь заключается в здоровой любви к себе, в сосредоточенности на своей истинной личности, которая есть образ и подобие Божие, в принятии себя слабым – да, сухоруким, кровоточивым, глухонемым, зависимым – но при этом бесконечно любимым.
Слова эти звучат странно, возможно, потому, что они непривычны для христианского сознания, ведь гораздо больше мы любим рассуждать о любви к Богу и ближнему. Бывает также, что понятие «любовь к себе» вызывает у христиан отвращение, ассоциируясь с нездоровым нарциссизмом или гордыней, а то и с навязываемым обществом потребления маркетинговым ходом. Но настоящая любовь к себе – это основа умения любить в принципе, потому что когда человек любит другого, но не любит себя, он перестает быть целостным и уникальным субъектом: покидая себя, чтобы обрести опору в другом, он становится частью другого, вбирая его в себя, он разрушается. Такая «любовь» не может быть бескорыстной, даже если человек провозглашает ее как таковую, и точно не может быть здоровой: в ней изначально размыты границы личности и не соблюден баланс между «брать» и «давать». Не имея опоры в себе самом как возлюбленном ребенке Бога, невозможно видеть и в другом человеке образ и подобие Божие, уважать его целостность и его неповторимую, призванную к вечной жизни сущность.
Уникальность человека заключается в том, что человек может «выходить из себя» как во времени, так и в пространстве и, формально оставаясь в собственном теле, изнутри себя в нем не находиться. О временных «выходах» в сознании – в прошлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет, – прекрасно пишет святой Августин в знаменитой 11 части своей «Исповеди». О «выходах» в иное пространство – в жизни других людей, например, – много говорит современная психология. Действительно, когда мы контролируем другого человека, когда зависим от его чувств и пытаемся изменить его отношение к себе или его собственную жизнь, когда сплетничаем или обсуждаем кого-то, когда сравниваем себя с кем-то, когда оправдываемся, когда вовлекаемся в какой-либо конфликт настолько, что он поглощает нас, когда «спасаем» кого-либо (например, от маловерия – ведь это так по-христиански, не правда ли?), когда спешим силой «причинить добро», когда впадаем в различные зависимости – в этих и во многих других случаях мы покидаем себя настоящего, теряем связь со своей сущностью, своим первозданным духовным стержнем. Иисус говорит: «ищите же прежде Царства Божия» (Мф 6,33), но при этом заявляет, что «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк 17,21), тем самым указывая на необходимость быть направленным вглубь себя, постоянно мысленно и чувственно держать связь со своей истинной сущностью, а выходя за свои пределы – возвращаться снова и снова. Каждый раз, откидывая чужое, не принадлежащее себе – чужие чувства, мысли, жизни, обращаясь в сердцевину собственной души, говорить Богу подобно Аврааму, Моисею, Самуилу, Исайе и Пресвятой Богородице: «вот я». Потому что там, где «я» разбито на осколки, раскидано во времени и пространстве, поглощено другим человеком (людьми), там нет и ответного Божьего «вот Я».
Мы все знаем, что время Адвента – это время молитвы, поста и дел милосердия, но как легко скатиться в формальное исполнение этих христианских обязанностей, делая их без любви к себе, а значит, и без любви к другому, для ложного самоудовлетворения или из угодничества перед Богом! Подлинная любовь к себе не имеет к этому отношения, поскольку она опирается на уверенность в том, что Господь любит меня всегда, независимо от моих действий, и связана с самопознанием, с глубиной, с принятием себя в слабости, с внутренним умиротворением, которое не толкает на своевольное «причинение добра» ближнему, а склоняет к поиску Божьей воли в отношении каждой жизненной ситуации: что Ты хочешь, чтобы я сделал сейчас? Для взращивания вот такой принимающей любви – прежде всего к себе самому, так как это основа любви в принципе, – время Адвента очень подходит. Стоит только остановиться и прислушаться – нет, не к тому холодному и вызывающему чувство вины голосу в сознании, который говорит: «ты должен», «ты плохо постарался», «давай поднапрягись», и не к тому, который толкает на самодовольное перечисление своих достижений: «ты молодец, потому что прочитал Розарий, отдал десятину, поработал волонтером, постился неделю – все, Бог, мы квиты…» В хаосе мыслей и чувств стоит отыскать голос, который тихо и нежно говорит: «я люблю тебя таким, какой ты есть: слабым, несовершенным, одиноким, накричавшим на другого, обиженным, уставшим, боящимся; ты человек, и ты прекрасен в своей слабости и своих тщетных попытках ее преодолеть; найди покой здесь, в этой тихой обители твоей души, где Я говорю тебе о Своей любви, здесь и сейчас, в остановившемся мгновении – прообразе вечности…» Когда говорит этот голос, стихают остальные, и мир буквально преображается, обретает ясность.
Быть может, стоит задать себе вопросы: кто я? Где я сейчас нахожусь и для чего? Каково мое призвание? Что я чувствую? Чего я по-настоящему хочу? Какой маленький шаг я должен сейчас – именно здесь и сейчас – совершить? Нет, не спасти человечество или даже человека (для этого есть Господь), но «встать и пойти» помыть посуду? Разложить по местам вещи? Поговорить с человеком, которого привык избегать? Встать на пять-десять минут раньше и послушать тишину – «говори, Господи, ибо слышит раб твой» (1Цар 3,10)? Сделать маленький шаг с любовью к себе, с благодарностью за жизнь, с духовным наслаждением тем, что делаю, с пониманием, чего на самом деле хочу… Часто бывает так, что через наши подлинные желания с нами говорит Бог, вкладывая их в наши сердца как Свою волю для нашей жизни, которая приведет к благу как нас самих, так и – через нас, но не нашими усилиями – наших ближних. Но мы предпочитаем своевольничать и пытаться повлиять на мир вокруг, на других людей, тем самым покидая себя и Иисуса в своем сердце. К примеру, тот самый тихий внутренний голос говорит нам о том, что очень хочется спать и необходимо выспаться, но мы находим тысячи причин, чтобы не следовать ему – и следуем другому голосу, который крутит в голове вечное «должен», а потом падаем в эмоциональный срыв (что для невысыпающейся психики неизбежно) и машем на себя рукой. Но в таком случае гораздо более ценным и эффективным делом милосердия на Адвент было бы проявление милосердия к себе самому и намерение ложиться спать вовремя. Тогда в какой-то момент в выспавшемся сознании появится искреннее, навеянное Святым Духом желание, например, почитать Евангелие или сделать что-нибудь для ближнего – и это будет не вымученный подвиг «я должен», а по-настоящему бескорыстное и тихое маленькое дело любви совершенной – к Богу, к себе и ближнему.
Господи, помоги мне найти свою сущность, свое настоящее «я», которое Ты сотворил для вечной жизни, которое возлюбил настолько, что отдал за него Свою жизнь. Дай мне благодать во всех ситуациях руководствоваться тем внутренним миром, который Ты вложил в меня как в Твое дитя, но который я постоянно теряю и разбрасываю, пытаясь искусственно любить других, но на самом деле преследуя цель изменить других для себя, сделать их более удобными мне лично, чтобы опереться на них для своего самоутверждения, будто они – продолжение меня. Приведи меня к ясному осознанию в сердце, что есть мое истинное «я» и его пределы, его глубина, что – мои преходящие чувства, а что – чужое, не принадлежащее мне, но внушенное, навязанное, ненужное, что я взял на себя и для себя без спросу и фактически украл у других… Вот я – прокаженный, слепой, расслабленный, сухорукий и глухой в осколках своей хаотичной неуправляемой внешней жизни – склоняюсь перед Тобой и знаю, что Ты хочешь, чтобы я отдался Тебе настолько, чтобы моя душа стала яслями для Тебя, чтобы в ее глубине открылся источник неиссякаемой любви. Родись в моем сердце, Господь, утверди меня в моем настоящем, моем «здесь и сейчас», и покажи мне следующий маленький шаг моей жизни, который я сделаю не ради того, чтобы меня приняли, оценили и полюбили, но ради себя самого, ибо я – Твое творение, достойное красоты и совершенства, призванное к вечности и бесконечно любимое независимо ни от чего.
Вероника Бикбулатова
Фото: Pinterest
Источник: портал Рускатолик.рф