Адвент – это время ожидания прихода Христа. Мы знаем, что время Адвента, делится, скажем так, на две части. Первая – мы ожидаем Второго Пришествия Христа, то есть когда Он придет во славе, и это будет концом истории всего мира, всей вселенной. Будет новая вселенная, новая земля, новые небеса. Вторая часть Адвента – это та, в которой мы уже размышляем и конкретно готовимся к празднованию первого прихода Иисуса Христа. Первое Пришествие было, когда Он пришел на землю, когда стал человеком, воплотился. То есть, то, что мы будем праздновать, – Рождество Христово. Но есть еще, как говорят некоторые святые, третье пришествие Христа. Это третье пришествие происходит между Первым и Вторым. И это Пришествие Христа в мою жизнь.

Христос приходит в нашу жизнь. И верующий человек понимает, о чем идет речь. Как будто Христос заходит в дом моего сердца и начинает в нем жить. Все дело в том, что Христу приходится приходить вновь и вновь, потому что мы часто выставляем Его вон. Мы выставляем Его за дверь нашей души. Выставляем, когда предпочитаем Ему что-то другое. То есть, когда вместо того, чтобы служить Христу, который присутствует в нашей жизни, в нашей душе, в нашем сердце, мы начинаем хотеть служить себе самим. А само присутствие Иисуса Христа говорит нам о том, что только Он заслуживает, чтобы мы служили Ему. Только Ему, по справедливости, мы обязаны служить.

И пока Христос в нашем сердце, мы об этом помним, но как только мы начинаем хотеть служить себе, Христос начинает нам мешать, и мы выпроваживаем Его. И Христос уходит, Он не гордый. Это мы гордые, это мы любим себя. Он уходит, когда мы выпроваживаем Его, уходит, встает за дверью и снова стучит. Как узнать, что Христос вышел? Если мы унываем, если мы ссоримся, если мы желаем кому-то зла, если мы поддаемся похоти, если мы обижаемся, то все это говорит о том, мы ищем себя самих, то есть, что служим себе. А если служим себе, значит, Христу не остается места в нашем сердце.

Вообще, стоит хотя бы раз в день спрашивать себя, чем конкретно я послужил сегодня Христу. Или: служу ли я Христу сейчас тем, что делаю? Или наоборот, не служу ли я себе тем, что делаю сейчас? И тогда мы заметим, что действуем не для Христа. Что же тогда делать, когда мы видим, что служим себе, а не Христу? Что сделать, чтобы Христос вновь пришел? Как быстро подготовить Ему путь?

Иоанн Креститель сегодня говорит: «Покайтесь!». Покаяться – это значит признать, что ситуация такая, мне нужен Христос, и что надо изменить свои мысли, образ мышления. Проблема в том, что мир не учит нас покаянию, а наоборот, уводит от него.

Образ поведения людей мира сего – это рекламировать себя, а значит, оправдывать себя. В рекламе не говорят о недостатках продукта, который продается, но приукрашивают то, что есть. Хорошо, если говорят только правду о плюсах данной вещи, но иногда и это преувеличивается. И наш образ поведения часто такой: приукрашивать себя, оправдывать себя, хвалить себя. И мы это делаем либо перед другими, либо просто перед самими собой. Пытаемся ощутить, что я хороший, я способный, на самом деле, может быть я ничего не сделаю, но я способный, я многое могу, сильный, красивый, обаятельный, привлекательный, я внутренне богатый. Другие этого не замечают, но я внутренне богатый. То есть я не хуже других. Эта фраза: «Чем я хуже других?».

То есть обеляем, оправдываем себя. А там, где мы себя оправдываем, мы как бы не хотим каяться. Либо происходит по-другому, мы, может быть, не говорим себе, что хорошие, но говорим по-другому: «Меня не ценят, никто не ценит моих стараний». То есть мы говорим то же самое, только в другом ключе. Говорим: «Я способный, хороший, много стараюсь, я молодец, но другие этого не замечают». То есть я еще и осуждаю других.

Покаяться, чтобы Христос вернулся, чтобы нам не остаться наедине с самими собой. Покайся, осознай, что тебе многого не хватает, тебе Бога не хватает, не хватает глубокого общения со Христом. Не хватает Его присутствия, присутствия Христа в мыслях.

Присутствует ли Христос в моих мыслях, в моих желаниях? Думаю ли я о Нем? В течение всего дня среди моих желаний промелькнет ли: «Как мне быть со Христом? Выразить Ему свою любовь? Послужить Ему?» Не хватает Христа в моих стремлениях, в моих радостях. Чему я радуюсь? Радуюсь ли я Христу или вместе со Христом тем добрым вещам, которые со мною происходят? Или радуюсь просто, сам по себе?

Христа не хватает в моих печалях. Чему я печалюсь? Печалюсь ли я просто потому, что кто-то меня обидел, или чего-то я не дополучил? Или печалюсь тому, что все еще мало послужил Христу? В моих поражениях со Христом ли я, Который для мира сего как бы потерпел поражение? Покайся, осознай, что хватит уже служить себе самому. Осознай, что мое «я, я сам» – это не тот господин, это неправильный господин, не тот господин, который достоин служения.

Если представим свое я, и что будем ему служить, что и происходит, когда служим себе, то кому мы служим? Кто он такой – этот я? Ничего особенного собой не представляет. За такую службу ничего не получишь, просто останешься наедине с самим собой. За такую службу награда – это только то, что ты сам сможешь себе сделать. А наши возможности ничтожны. Если же служить Христу, Богу, Богу Любящему, Богу Милосердному, Богу, дарующему утешение, более того, дарующему Себя Самого нам, то само служение Ему уже есть радость и награда.

И еще больше Он предлагает нам по завершении этого земного труда, а именно радость вечную с Ним на Небе. Кому лучше служить, Христу, Богу Любящему, нас Спасающему, о нас заботящемуся, или себе? Покайся, то есть изменись внутренне, переменись, открой дверь Христу, Он недалеко вышел, вновь пригласи войти в твою жизнь, в твои мысли, желания, в твои стремления, в труды, которые ты совершаешь. Чтобы Он был в твоих стремлениях, в твоих трудах, в том, что ты хочешь, в том, о чем ты думаешь, во всей твоей жизни.

Открой дверь и пригласи Христа войти и снова быть Господином в доме твоего сердца. Скажи Ему: «Войди, Господи. Приди, Господи». Это древняя Маранафа.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 08.12.2019