ЕВАНГЕЛИЕ Мф 24, 37-44
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег; и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого. Тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется. Две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы; ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Время Адвента – это время ожидания. Об этом говорит сегодня Христос в Евангелии, о том, что нужно ожидать пришествия Господина, пришествия Господа, пришествия Христа. Пользуясь тем, что мы все равно ожидаем праздник Рождества Христова, Церковь особым образом посвятила это время ожиданию. Ожиданию не только Рождества, не только праздника, но и прихода Господа, который еще только должен совершиться, то есть Второго Пришествия Христова.
Ожидание означает бодрствование. Христос призывает бодрствовать. И так во втором чтении, которое мы сегодня слышали, Апостол Павел еще раз как бы усиливает, пытается подчеркнуть эти слова Христовы, говоря: «Наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим 13, 11). То есть на самом деле Христос призывает бодрствовать, но бодрствуем ли мы? «Нужно проснуться», – говорит Павел. Что это означает: бодрствовать и спать? Понятно, что речь идет не о сне нормальном, обычном физическом, но о некой расслабленности духовной.
Пробудиться. Когда мы пробуждаемся, то мы поступаем осознанно, то есть понимаем, что делаем, ставим перед собой цели и добиваемся их. То есть пробудиться значит поступать сознательно, осознанно, осознавая конечную цель, ради которой мы все делаем. А конечная цель наша – Христос. Он начало и конец, альфа и омега. Спать же – это действовать неосознанно, по инерции, действовать, следуя смутным, навязанным идеям, следуя страстям, следуя эмоциям, не понимая, куда и зачем мы движемся. Так бывает, когда мы спим, когда видим сны, мы зачастую не вольны в них что-либо делать осознанно, то есть движемся по инерции.
С другой стороны, спать также значит отдыхать, или не трудиться, не работать, то есть лениться, не приступать к выполнению своего долга, своих обязанностей. И так бывает, когда звонит будильник и хочется еще остаться в постели, то есть проявляется это выражение лени. И здесь мы говорим о лени духовной, о лени духовных действий. Говорит Апостол Павел так: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим 13, 11). Это значит, что когда мы уверовали, мы понимаем, что у нас есть цель, которой мы хотим достичь. Это спасение, встреча со Христом, встреча с Богом лицом к лицу, это завершение, исполнение всего того предназначения, которое у нас есть.
Ближе к нам спасение, значит, времени осталось меньше. Ближе к нам спасение, поэтому теперь надо быть особенно внимательными, ревностными в служении Богу. Мы не знаем, сколько еще дней жизни нам отпущено, сколько мы еще проживем. Сколько бы мне ни было положено, сейчас это время уже короче, чем было раньше. И поэтому я могу задаться вопросом: «Хорошо, когда я обратился к Богу? Сколько времени прошло? Год, два? Десять? Двадцать, пятьдесят? Прошло уже много времени, спасение мое, это время встречи с Богом, приблизилось, время, когда я должен буду дать отчет о своей жизни. И вот за это время, которое прошло, сколько я послужил Богу? Сколько я сделал с момента обращения к Нему?» Время уже прошло. Теперь спасение ближе. Пора пробудиться нам от сна.
«Отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружие света» (Рим 13, 12), – продолжает Апостол Павел. Отвергнуть – то есть пробудиться, значит, отвергнуть дела тьмы, отвергнуть грех, отказаться. Отвергнуть – это радикальное решение. Когда девушка отвергает парня, говорит: «Все. Хватит. Разрыв. Больше встречаться не будем». Отвергнуть дела тьмы, сказать: « Стоп! Больше не буду следовать греху». Это радикальное решение, которое приходится принимать вновь и вновь, потому что у нас такая воля. Мы сегодня говорим радикально: «Все. Не буду служить сатане», но пройдет один день, и опять как-то уже не очень уверенно себя чувствуем. Поэтому это отвержение, это отречение нужно возобновлять каждый день. Это решение каждого дня, вновь и вновь с такой же или с большей силой «отвергнем дела тьмы».
Одеть оружие света – то есть вооружиться, значит, носить в сердце, в памяти, в поступках носить Бога, Его волю, Божье Слово. Продолжает Апостол Павел: «Как днём, будем вести себя благочинно» (Рим 13, 13).. Так бывает, что люди днем ведут себя благочинно, а ночью по-другому. Пока есть свет, пока другие люди меня видят, я так стараюсь, я хороший, а как наступает ночь, позволяю себе другие вещи. Вещи, которые могут быть и греховными, которые могут быть и тяжким грехом. Грехи проще совершать, когда никто не видит.
Но не нужно думать, что нас никто не видит, когда мы грешим, потакая нашим страстям, следуя искушениям. Надо помнить, что нас видят: нас всегда видит Сам Господь, видит и огорчается от наших грехов, скорбит; видит нас и все воинство ангельское, и святые, огорчаясь от того, что мы идем путем погибели. Вести себя как днем – понимать, что вот я виден, как днем. День помогает вести себя хорошо, так и помнить об этом. Вести себя как днем, благочинно, «не предаваясь ни пированиям и пьянству» (Рим 13, 13), то есть не угождать себе самим; «ни сладострастию и распутству» (Рим 13, 13), то есть в поступках, в мечтаниях, в желаниях, в мыслях, распутству не предаваться.
Не предаваться «ни ссорам и зависти» (Рим 13, 13) – ссоры и зависть показывают, что мы беспокоимся прежде всего о земных вещах, о материальных, о человеческих вещах. Кто когда ссорился из-за того, что получил меньше благодати, или от того, что любит Бога и хочет ближе быть к Нему? Мы ссоримся из-за вещей материальных, которые пропадут. Думаем о человеческом, а не о том, чтобы радовать нашего Творца и нашего Спасителя. Ссоры показывают, что мы не ожидаем Бога, когда ссоримся, мы забываем о Боге, погружаемся во тьму, в сон, ведем себя, как ночью, словно ночь наступает в нашей душе.
«Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13, 14), – говорит далее Апостол Павел. Как часто, особенно в наши дни, много времени, наших мыслей и желаний уходит на плоть, на здоровье, на красоту, на хорошее самочувствие, на благоденствие. Сколько заботы мы уделяем плоти. Павел говорит: попечение о плоти, то есть заботы о плоти, не делайте, не превращайте в похоть. То есть не нужно преувеличивать. Мы лелеем плоть, которая все равно умрет, а при этом забываем о душе, которая бессмертна. Мы питаем плоть и будем пожинать плоды плоти. От плоти, в основном, приходит искушение. Мы оставляем в стороне или далеко позади заботу о душе, оставляем молитву, духовное чтение, духовное размышление, исповедь, воскресную Мессу, причастие и получим как плод смерть духовную. Смерть духовную в этой жизни – то есть жизнь во грехе и вечную погибель после смерти в аду.
«Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа» (Рим, 13, 14),- говорит Апостол Павел. То есть нужно постоянно быть со Христом, как одежда постоянно с нами. Облечься в Господа нашего Иисуса Христа – как это? Накинуть на себя Иисуса Христа, как одежду? Это значит, что нужно быть постоянно со Христом, вооружиться тем, что у нас есть, теми духовными орудиями, оружиями, которые Церковь нам предоставляет, которые, мы знаем, существуют: это молитва, пост, воздержание, добрые дела, дела милосердия, духовные размышления, чтение, исповедь. Если будем со Христом в этой жизни, если будем облеченными во Христа, то обретем полноту общения с Ним и в жизни вечной. Если сейчас наша душа будет постоянно во Христе, со Христом, то будет с Ним и в вечности, и в Его Второе Пришествие, которого нам следует ожидать. Ожидать с радостью, а не с опасением.
Как мы ожидаем Второго Пришествия? Боимся мы, опасаемся? Какие чувства в нас вызывает, что грядет Второе Пришествие Христа, апокалипсис, что у нас это вызывает? Опасение или радостное ожидание? Ожидаем мы Его или спим, или не трудимся? Пора пробудиться нам от сна. Ожидать Христа с сильным желанием и восклицать: «Приди, Господи Иисусе!»
о. Андрей Старцев
Послушать проповедь можно по ссылке Проповедь 01.12.2019