Сегодня Церковь празднует это торжество Христа Царя Вселенной. Оно было установлено в конце юбилейного года в 1925 году. То есть еще немного – и будем праздновать столетие. Установлено оно с определенной целью: чтобы еще раз напомнить всем нам, всем христианам, что Христос – это Царь, и что Он Царь для всех.

Кто такой царь? Царь – это тот, кто управляет, правит народом, правит страной. Царь – это тот, кого слушаются. Мы, наверное, сейчас больше склонны думать о царе как о президенте. Президента выбирают, чтобы он исполнял желания народа. Кто предложит лучшую программу по исполнению наших желаний, того мы и выберем. Но в случае с царем это не совсем так. Царь не поставлен на то, чтобы исполнять желания народа, это не президент, которого просто не выбирают, а назначают или кому власть передается по наследству. Царь – это тот, кого слушаются, кого слушают и кому повинуются.

Мы уже забыли, что такое царь. И это немного мешает нам осознать, кто такой Христос. Уже в начале прошлого века царства как-то стали прекращать свое существование. Появились новые идеи управления обществом: республика, демократия и тому подобное, и мы стали немного утрачивать и понимание того, Кто такой Христос. Власть стала исполнительницей желаний, она перестала быть авторитетом, и значит, мы как-то перестали понимать, что Христос есть Царь, а значит, Он не просто поставлен, чтобы исполнять наши желания, но у Него есть авторитет. Царь – тот, кого слушаются, чью волю исполняют.

Еще есть такое слово как тиран. Тиран, диктатор – это те, кто силой заставляет слушаться, которые военной силой заставляют, чтобы их слушали и их повеления исполняли. Но когда мы говорим о царе – это немного другое. Царь не заставляет силой (в случае земных царей, возможно, они иногда эту силу и применяют), но, особенно когда мы говорим о Христе, Его слушаются потому, что так правильно, потому, что так надо, так полагается. Потому, что царство Иисуса Христа основано не столько на силе, сколько на истине и любви.

Когда мы  заходим в храм, мы видим этот крест у алтаря и знаем его еще из часовни, он такой примечательный, потому что Христос на нем с короной, Христос Царь, и Он распят. Тем самым мы видим, что Его царство не соединено с мечом, с тем, что Он завоевывает, что Он покоряет и всех обязует силой повиноваться Ему. Его меч – это Крест и Он убеждает повиноваться Ему не силой, а Своей жертвой, Своей любовью убеждает нас любить Его в ответ и слушаться Его, и служить Ему.

В отличие от земных правителей – в их ведении находится забота о земных благах людей прежде всего – Царство Христа, оно духовное. Сам Христос говорит:  «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18, 36). Но что это значит  «не от мира сего»? Значит, это фикция, значит, это какая-то идея-фикс сумасшедшего? Не от мира сего – значит, она не берет основания в этом  мире. Царство Иисуса Христа не благодаря тому, что мир существует или что-то в мире находится, не от мира сего берет царство свою силу, но свыше, от Бога. Поэтому «Царство Мое не от мира сего» не значит, что оно не касается этого мира, что оно не касается повседневного и материального, что оно не касается наших нужд личных, семейных и общественных. Наоборот, оно очень даже касается. Но поскольку это царство духовное, то оно выше материального, а значит, цели, которые оно ставит, и то служение, которое мы должны совершать Христу, оно выше, чем люди мира сего могут нам предложить. Значит, материальное должно подчиниться духовному, должно подчиниться Христу.

Христос – Царь Вселенной. Слово «вселенная» происходит от слова «всё». Вселенная – это всё. «Христос – Царь Вселенной» означает «Христос – Царь надо всем», значит, все должно быть подчинено Ему, все должно служить Ему, служить Христу. Но мы обычно, наверное, больше склонны думать: «Я не буду ничьим слугой, не хочу никому служить», и люди обычно говорят: «Нет, никому не надо быть слугой, не нужно быть ничьим рабом. Никому не будем служить». Но мы всегда чему-то служим: либо себе самим, либо своей похоти, либо своей алчности, и достоинство человека измеряется  в том,  чему он готов служить, и  чему он реально служит.

Если он служит себе, если он служит своей похоти, этот человек плотский, человек похотливый. Если он служит своей алчности, своим желаниям денег, то это просто корыстолюбивый человек, жадина. Это не достоинство человека. Чем выше то, чему мы готовы служить и чему мы служим реально, тем выше и достоинство человека. Служим ли мы земной справедливости? Это уже получше. Если мы стараемся помочь тем, кто несправедливо пострадал, хотя здесь речь все равно идет о вещах земных, материальных, а все материальное, оно невечное. Все, что материально, кончится, пройдет. Все эти блага временны. Поэтому только Христос достоин того, чтобы мы служили Ему, только Он достоин того, чтобы исполнять Его волю, и служение Ему является тем самым высоким, что может характеризовать нас, наше достоинство, достоинство как людей. Потому что то, что Христос желает нам дать, оно вечное, оно непреходящее, оно истинное – это то, что мы обретем в Его Царстве.

Поэтому сегодня, когда весь мир служит себе, служит алчности, благосостоянию, новым гаджетам, новым устройствам для развлечения или похоти, мало кто задумывается о том, что единственный, Кому достойно служить, – это Христос. И нужно пересмотреть все наши ориентиры и действительно понять, вспомнить: Христос – мой Царь, Христос – Царь моей личной жизни, моей семьи, моего общества, государства, в котором я живу. Все должно быть направлено к Нему, Он единственный этого достоин.

о. Андрей Старцев

Прослушать аудио можно по ссылке: Проповедь 24.11.2019