Первое чтение, которое мы сегодня слышали, советую всем перечитать. Потому что оно очень короткое и очень красивое. Заканчивается оно этими словами Книги Премудрости: «…заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь, и, напоминая им, в чём они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи» (Прем 12, 2). Мы видим, что та стратегия, та тактика, которую Господь использует с грешниками: «заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь» – это та тактика, которую Господь использует с нами.

Мы грешники. Если кто-то еще в этом не уверен, у него все еще впереди, чтобы это осознать. И чем больше мы продвигаемся по пути совершенства, святости, по духовному пути с Господом, тем больше понимаем, что мы грешники и больше видим те наши недостатки, которые раньше были от нас скрыты, потому, что Бог мало-помалу ведет нас, обличает – то есть показывает, где наши грехи, где наши недостатки, напоминает, в чем мы согрешаем, вразумляет, чтобы «отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». Чтобы были с Богом. Значит, Бог Своим Провидением ведет нас к спасению.

В чем же состоит спасение? Спасение состоит в прощении. Иисус Христос умер за нас на Кресте, чтобы простить нас, простить наши грехи. Однако, чтобы прощение совершилось, чтобы оно произошло, чтобы наши грехи нам были прощены, прощение требует осознания недостатков, осознания этих грехов с нашей стороны, осознания своей вины. И не просто осознания, но и желания исправиться, то есть приложения усилий, чтобы искоренить эти грехи, эти недостатки. Поэтому, чтобы нас спасти, а значит, и чтобы нас простить, Бог ведет нас к осознанию наших грехов. Потому что иначе нас не спасти.

Бог очень часто делает это посредством других людей, посредством священников, монахинь, других верующих или даже других грешников. Посредством всех тех, кто указывает нам на наши недостатки и грехи. Бог обличает нас даже устами грешника. Поэтому не работает аргумент, что когда меня кто-то в чем-то меня обличает, я говорю: «Да он сам грешник! Что я буду его слушать?» Не работает, потому что это не значит, что то, что он мне говорит, неправда. Надо проверить, действительно ли он прав. Возможно, что прав. Со стороны всегда лучше видно, какие мы. Поэтому мы должны научиться не бояться вразумления со стороны других людей. Потому что обычно мы боимся, и когда нас начинают исправлять, говорить, в чем наши грехи, мы закрываем ставни, чтобы не слушать, не быть внимательными к тому, что нам говорят. Мы должны научиться не бояться вразумления со стороны людей добрых и со стороны людей грешных, научиться не пренебрегать наставлениями, быть отважными, чтобы признать свои грехи и пороки с тем, чтобы исправлять их. Быть готовыми признать в себе наличие болезни, чтобы излечить ее.

Однако этому есть два препятствия или два противника, два наших врага. Первое – это духовная лень, второе – это тщеславие или гордыня. Духовная лень, которая сидит где-то там в глубине, как бы говорит: «Я не хочу лечиться». Бывает, что люди, когда у них проблемы со здоровьем, говорят: «Не хочу лечиться, не хочу быть здоровым», так и грешник говорит: «Я не хочу узнавать о своих грехах, не хочу меняться». Это опасно, потому что грозит душе смертью. То есть смертью вечной, и это неразумно, потому что лишает нас спасения и лишает нас самого Бога. А больше Бога нет ничего, это самое великое благо. Лучше, чем Бог, ничего нет, даже весь мир, вся вселенная вместе взятые не сравнятся с благостью Бога, с добротой Бога, с ценностью Бога, с тем, чем Он является. Поэтому не хотеть лечиться значит, в принципе, хотеть потерять Бога, допускать то, что я останусь без Него.

Второй враг – тщеславие. Тщеславие, которое заботится о том, как я выгляжу. Выгляжу и в глазах у других людей, но также и в своих собственных глазах. Гордыня, которая во мне как бы говорит: «Нет, я не болен, это другие больны, а я здоров, у меня все нормально. Я не грешник, нет, это другие грешники, а у меня все нормально, я так, молодец, в принципе, неплохой человек». Тщеславие производит самообман или ведет нас к тому, что мы обманываем сами себя. Речь идет о неправде, это ложь о нас самих, то, что говорит тщеславие, это отрыв от реальности. Мы не знаем, кто мы есть на самом деле, мы думаем о себе нечто другое. Как человек, который слишком долго жил в соцсетях, воспринимает себя таким, какой он там, в соцсетях, а не какой он здесь, в реальности, воспринимает что-то свое, свой образ, неизвестный, прекрасный, красивый. Особенно те, у кого в соцсетях какие-то свои личности, лучше, чем они есть на самом деле. Тщеславие – это самообман, и это опасно, потому что Бог не может спасти человека, который не хочет спасения, потому что не признает себя грешником. Если человек не признает себя грешником, он не хочет прощения. Потому что: «А что прощать? Я же и так хороший». А если человек не хочет прощения, это значит, что он не хочет спасения. А Бог не может спасти того, кто не хочет спасения. Это как врач, который не может исцелить больного, не желающего признавать себя больным.

Поэтому сегодня попросим о благодати смирения и искренности с самими собой, чтобы признавать свои пороки, принимать во внимание те исправления, наставления, обвинения, которые мы слышим со стороны других людей. Быть может, они откроют нам что-то новое о нас самих, откроют нам наши пороки. И это полезно для нас, знать о наших пороках, чтобы иметь возможность бороться с ними с Божьей помощью.

о. Андрей Старцев

Прослушать аудио можно по ссылке: Проповедь 03.11.2019