Сегодня мы празднуем годовщину освящения Кафедрального собора. Сегодня мы особым образом вспоминаем о том, что такое Церковь. И во втором чтении, первом послании к Коринфянам, Апостол Павел говорит: «Братья: Вы Божие строение» или дальше говорит: «вы – Божий храм». То есть говорит о том, что Церковь – то место, где пребывает и через что действует Христос. И эта Церковь, это место, этот храм – это мы. В нас живет Божий храм, находится Божий храм, в нас живет Бог, пребывает Бог. Как Он пребывает? Посредством Своей благодати, Своим присутствием, Своей помощью – разными способами. Но это не просто какое-то статическое состояние, что вот оно так есть и все. Апостол Павел говорит о развитии, строительстве и разрушении.

То есть реальность Церкви связана с двумя возможностями: ее можно строить и ее можно пытаться разрушить. «Вы Божие строение», – говорит Апостол Павел. «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор 3, 9b-11). Итак, то, что пишет Павел, можно выразить в трех понятиях: когда мы говорим об этом динамизме Церкви, о ее росте, есть, во-первых, основание; во-вторых, строительство; и в-третьих, – то, чего не должно бы быть – это разрушение.

Посмотрим, почему именно эти три вещи и что в них содержится. Основание строительства, то есть фундамент, – это Христос. Что это значит? Если мы думаем о том, чем наполнена наша жизнь, как общины, как прихода, и личная жизнь каждого человека, потому что каждый человек тоже есть Божий храм, в котором пребывает Господь, то нужно посмотреть, на чем все это основывается, к чему мы привязаны, от чего отталкиваемся, на чем строим. Христос ли это? Должен быть Христос. Пишет Апостол Павел: никто не может положить другого основания для Церкви. Никакого другого кроме Христа. Тогда мы – Церковь. На чем мы строим свою Церковь? Нельзя ее построить ни на чем другом кроме Христа. И ни на ком другом, ни на каком другом человеке, даже и святом.

То есть, каково основание нашего духовного развития, того, что мы молимся, живем в Церкви, от чего мы отталкиваемся, что нас притягивает? Что дает нам внутренний импульс, причину движения? Что нас наполняет, что нас вдохновляет? Это не может быть никакой другой человек, не могут быть никакие другие идеи или идеологии: справедливость, милосердие, братское общение – это все производные, они не могут быть основанием, даже если они добрые сами по себе. Никакие сообщества, общества, государства, нации, какими бы добрыми они ни были и как бы мы к ним ни были привязаны, как бы мы их ни любили. В разных странах всегда бывают такие утверждения. Обычно в России говорят: «Я русский, значит, я православный», в католических странах могут говорить: «Я испанец, значит, я католик». В этом что-то есть, потому что культура была основана на этой вере. Но если мы просто так это отождествляем, то полагаем основание Церкви не на Христе, а на нации. А это не то основание, как Апостол Павел потом скажет в другом месте: «Нет ни грека, ни иудея – все мы равны во Христе».

Ни другие сообщества, которые могут быть, ни другие интересы, которые могут возникать, не являются причиной того, что мы находимся в Церкви. Ни традиции, ни культура, ни искусство. Например, хор. Можно хорошо петь в хоре, можно прекрасно осознавать, что музыка является вдохновительницей, в том числе помогает многим прийти к вере, но основанием является Христос, а христианское искусство – лишь производное от Него. Только Христос может быть основанием, все остальное должно быть установлено на этом фундаменте.

Тогда переходим ко второму пункту. Строить. Слово, которое используется, больше переводится как «надстраивать, строить на фундаменте». Это значит действовать в рамках фундамента, в рамках основания, не отходить от него. Что значит «строить»? Основываясь на Христе, как мы сейчас понимаем. Можно говорить (я так подумал) в двух смыслах: строить количественно, возводить стены, все больше и больше, больше и больше вкладывать камней в стену Церкви. То есть приводить ко Христу новых людей, тех, кто далек или кто еще не близок – своих детей, родных и близких – или не родных и не близких. Как мы их приводим? Словом, свидетельством жизни. А иногда мы не можем дотянуться до них ни словом, ни свидетельством жизни – тогда молитвами и жертвами, которые приносим за обращение таких людей.

Количественно – то есть привлекать новых людей. Но можно также строить и качественно – то есть улучшать то, что уже есть, укрепляя во Христе тех, кто уже с Ним. Прежде всего нужно заняться, конечно, самими собой, чтобы мы как камни в стене храма были надежными в этой стене, укреплять себя самих, а также укреплять и других.

Как укреплять Церковь? Углублением своей веры, изучая ее. То есть читать то обилие литературы, в котором многие святые и богословы говорили о Церкви, говорили о вере, говорили о Боге. Посредством молитвы, потому что книги – это только теория, они должны вести нас и к глубокой молитве, и к созерцанию, и к размышлению. Так мы укрепляем прежде всего себя, для того, чтобы потом можно было укреплять и других через братское наставление, через советы или через увещевание, ободрение, вдохновление тех, кто чувствует себя унылым. Основываться самим на Христе и утверждать на Христе других, приводить их ко Христу. Строим ли мы?

Что еще можно делать? Можно разрушать, как пишет Апостол Павел, вернее, в русском переводе говорится «разорить» Божий храм. Это греческое слово «φθείρει, (фтхЭйрэй)» переводят по-разному, но все варианты означают разрушение: повредить храм, опустошить, испортить или уничтожить. Как мы можем это сделать? Бывает, что мы, может быть, специально этого не желая, можем навредить Церкви, навредить Храму Божьему, Церкви Христовой словом – когда отдаляем других от Христа и от Церкви. Например, злословием, сплетнями, публичным суждением – осуждением. Осуждением как самой Церкви, так и ее представителей: Папы Римского, епископов, священников, монашествующих или мирян – неважно кого. Это публичное осуждение может становиться как раз этой предпосылкой для соблазна других, для того, что они либо не придут в Церковь, либо отойдут от нее, если уже в ней.

Второе – поступками. То есть совершая поступки, недостойные христианина, грехи, которые могут послужить соблазном для других, узнав о которых, другие отойдут от Церкви. Или грехи, которыми мы дадим повод плохо судить о Церкви в целом. Или, может быть, тайные грехи, о которых никто никогда не узнает, но тяжкий грех лишает нас Божьей благодати, отделяет нас от Церкви, то есть вынимает мой камень из здания Церкви, умаляет присутствие Духа Святого в этом мире, то есть откалывает от Храма Божьего один из его камней – меня самого.

Мы знаем, Кто основание, понимаем, что призваны к тому, чтобы содействовать, сотрудничать со Христом в возведении Божьего Храма – Церкви. Поэтому просим сегодня для нас благодати обновления этого осознания, осознания того, чем Церковь является, каково мое место в ней, каково мое призвание в ней и какова моя ответственность. Просим, чтобы мы сами были только строителями, а не разрушителями, и строили только на Христе и ни на чем ином.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 13.10.2019