«Уступи ему место» – те слова, о которых предупреждает Иисус Христос. «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк 14, 9). Ситуация, которую Иисус Христос описывает, об этом пире, праздничном обеде, когда люди приходят и занимают места поважнее. Иисус Христос дает этот совет: «Не поступайте так, потому что может случиться, что придет кто-то важнее вас, и вам придется пересесть, отойти на задний план. А поскольку остальные места будут уже заняты, то, скорее всего, вам придется сесть в конце, на последнее место. А вы наоборот, приходите, садитесь на последнее место, и тогда хозяин, увидев, что вы далеко сидите и желая видеть вас ближе, пересадит ближе к себе, и будет честь перед другими».

Этот совет кажется очень прагматичным, как будто бы ради чести перед людьми. То есть некое такое тщеславие, да? Но можем взглянуть на эти слова более глубоко. «Со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк 14, 9). Со стыдом, когда тебе говорят: «Уступи место другому, другой в чем-то важнее тебя». Стыд, обида. Представим себя в такой момент, когда нас просят: «Слушай, уступи этому место, пересядь подальше». Мы, верующие люди, встанем, пойдем, пересядем. Христианин как бы должен смиряться, но обидно. Обидно, да? Обиды можем рассмотреть сегодня.

Обида- это грех, можно сказать так прямо. Обижаться – это грех. Почему? Странное утверждение. Мы постоянно обижаемся и, наоборот, склонны считать грешниками тех людей, которые нас обижают. То есть, когда у нас возникает обида, мы в последнюю очередь думаем о себе, что это у нас что-то не так. Мы думаем, что тот другой, он плохой, поэтому мне обидно. Обида – это грех. Потому что обида – это проявление гордыни и отсутствие смирения.

Что такое смирение? Вместо обиды надо смириться, быть смиренным. Но в обыденной речи это звучит как-то так не очень приятно: «иди смиряйся, смирись с этим». То есть как будто мы терпим какой-то ущерб, какую-то потерю. Смирение – это не ущерб, смирение – это не потеря. Смирение – это правда. Это правдивый, искренний, трезвый взгляд на себя самого. Смиренный человек не говорит: «Я – не человек, я – червяк». В буквальном смысле. Потому что я – человек. Смиренный человек видит свои слабости и признает их, осознает их. Смирение – это познание и признание правды о себе самом.

Слышали мы сегодня эти очень интересные чтения. Первое чтение, например, говорит: «веди дела твои с кротостью» (Сир 3, 17). Веди дела свои с кротостью или без надмения, без того, чтобы хвастаться ими, хвалиться даже хвалиться внутренне, довольствоваться ими и считать себя кем-то великим. «Веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком» (Сир 3, 17). И дальше. «Сколько ты велик, столько смиряйся» (Сир 3, 18), или по-другому скажем: «сколько ты считаешь себя великим, столько смиряйся». Потому что считать себя великим – это опасно. Если ты видишь, что ты считаешь себя великим, смиряйся, то есть приди к осознаю того, кто ты есть на самом деле, и найдёшь благодать у Господа.

Вернемся к Евангелию, которое мы слышали: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почётнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк 14, 8-9). А это пример того, что происходит постоянно: со стыдом, с обидой нам приходится как-то уступать в чем-то другим, осознавать, что другой будет первее меня. И, возможно, потому что я считаю себя первее, то есть важнее его, лучше, поэтому мне обидно.

Обида происходит оттого, что мы слишком много о себе думали того, чего нет на самом деле. Мы считали себя кем-то великим, что люди нас также считают великим, а когда оказывается, что нас так не почитают, что о нас так не думают, что мы о себе думали слишком хорошо, нам становится обидно. Либо нам это скажут прямо, либо покажут делами, но это обидно. Обида – это последствие гордыни, чрезмерной любви к себе и тщеславия.

Тщеславие – тщетная слава. То есть я ищу себе славы, тщетной, не истинной славы, необоснованной. Я хвалю себя самого, хвалю себя, прежде всего, в своих собственных глазах, думаю о себе нечто великое, что я являюсь кем-то великим. А когда другой человек ставит под сомнение это, даже если я не проявляю гнева в данном случае, а гнев будет ответом на обиду, продолжением обиды, я обижаюсь. Обида настолько опасна, поскольку является проявлением гордыни.

Поэтому первое чтение говорит сначала о кротости, о смирении, а потом говорит о гордыне, и говорит так: «Испытания не служат врачевством для гордого» (Сир 3, 28). То есть испытания не служат лекарством для гордого. Испытания, которые могут быть лекарством, теряют свою силу, если выпадают гордому. Гордого испытания не исправят, жизнь его ничему не научит, потому что: «злое растение укоренилось в нём» (Сир 3, 28). Гордого жизнь не научит, пока гордый не смирится. Гордого сложно исправить другому человеку и сложно исправить Самому Богу, потому что гордый противится Богу.

Дальше читаем Евангелие: «Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе» (Лк 14, 13-14). Блажен будешь, что они не могут отплатить тебе тем же. Блажен будешь – значит, хорошо тебе будет, что тебе не воздается, что тебе не платят за добро, которое ты делаешь. То есть хорошо, когда мы не получаем вознаграждения за добро – получается так. Когда мы не получаем, например, благодарность за добро.

Благодарность – это своего рода вознаграждение, признание. Не материальное вознаграждение, но психологическое, социальное. А если нам не благодарны, мы опять обижаемся. А что обижаться-то? «Это хорошо» – говорит Иисус Христос. Потому что смиренный человек не ожидает воздаяния от людей, не ожидает, что его признают великим за те дела, которые он делает, не ожидает даже от Бога какой-либо платы, признания: «вот ты молодец, Я тебе тогда дам машину или что-то еще, выигрыш в лотерею». Смиренный надеется, что обретет Самого Бога, он не ищет мелочей. Смиренный человек ищет самого главного – быть с Богом. Смирение, чтобы не обижаться. Каков мотив для смирения? Потому что перед другими людьми как-то не хочется быть таким дурачком или ничтожеством. Как мы можем мотивировать себя к смирению, каким образом?

В этом помогает второе чтение, которое мы сегодня слышали. Говорится так в Послании к Евреям: «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнём» (Евр 12, 18). Во-первых, тут идет сравнение. Сравниваются два откровения: ветхое и новое. В ветхом при Исходе народ Израиля приступил к горе Синай, и это сопровождалось видимыми эффектами. То есть спецэффектами, можем сказать. И это было страшно. То есть это было материально, потому что они пришли: вот гора, она материальная, вот молния, гром, темнота, вот голос, который говорит, который внушает ужас, потому что этот голос слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, чтобы к ним больше не обращался этот голос. Они были напуганы именно материальными вещами.

«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр 12, 22-24). Вы приступили к чему-то настолько великому, что, во-первых, сложно это осознать, понять, но нужно постараться. Нужно постараться осознать у подножья какого величия, какой горы мы находимся. Наверное, когда близко находишься к горе, мало заметно насколько она велика, это сложно понять. Нужно осознать, перед чем мы находимся, рядом с чем мы находимся, тогда эти наши ссоры, передряги, обиды – они отпадут сами собой.

Потому что, например, когда два ребенка в песочнице дерутся из-за какой-то машинки, а рядом вдруг неожиданно проходит цирк и проводят слона, то эти двое детей, которые никогда живьем не видели слона, сразу забыли про машинку, смотрят: «О! Слон!» Забыли о том, что их разделяло, о чем они спорили, из-за чего обижались, потому что увидели нечто великое. Наши обиды, которые у нас есть по отношению к другим людям, из-за того, что они что-то в нас не признали, что-то плохое нам сделали, умолкнут, если мы предстанем пред Богом Всемогущим, пред Богом Всевышним, осознаем себя перед Ним, если поймем Его величие.

Если поймем, то будем смиренными. Потому что увидим себя, какие мы есть на самом деле, и не будем ни на что претендовать. Будем понимать величие любви Божьей – все, что мы получили, от Бога исходит, – и не будем ни из-за чего обижаться. Будем смиренными, потому что будем знать, каков Бог. Если мы не познали, каков Бог, если мы не смирились перед Ним, то не сможем и прославлять Его нашей жизнью.

И об этом вновь сегодня говорит первое чтение: «Велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется» (Сир 3, 20). То есть могущество Бога могут осознать смиренные. Это две вещи связанные. Человек, который осознает величие Божье, становится смиренным. И только будучи смиренным, он может, действительно, прославить, осознавая, уважая, почитая Бога Величайшего и Всемогущего. Поэтому просим этого смирения, просим и познания Величия Божия.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 01.09.2019