Во втором чтении сегодня мы слышали: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11, 1). Обычно мы думаем о том, что вера – это уверенность в невидимом, но тут еще Апостол Павел добавляет осуществление ожидаемого, то есть реализация того, на что мы надеемся.

Вера – это то, что мы еще не видим, когда мы еще не видим, но уже в этом уверены. Уверены, потому что Бог нам это открыл. Что включает в себя вера? Вера включает в себя истины о Боге и истины о человеке. Ведь в конце концов, если мы говорим о Боге, то мы говорим и о том, что Бог сотворил. А вершина видимого творения – это человек. И значит, мы верим в конкретный замысел Бога о человеке, что Бог приготовил для человека и каков замысел, каков план Его о человеке.

Поэтому, когда мы изучаем веру, мы изучаем все. Мы изучаем, кто такой Бог, Пресвятая Троица, мы изучаем, кто такой человек и каковы, скажем так, правила, по которым человек должен жить, то есть заповеди. Что такое заповеди? Заповеди – это правила, которые Бог вложил в саму человеческую природу, но которые человек не всегда видит в себе самом и поэтому нуждается, чтобы ему о них рассказали. И Бог их открывает в Своих заповедях.

Вера, которой мы живем, это уверенность. Проблема в том, что вера может ослабеть, и можно потерять веру. Потерять эту уверенность в невидимом и перестать ждать то, что Бог нам обещает. Как можно ее потерять? Из-за искушений, которые предоставляет, прежде всего, мир, люди этого мира, которые живут по другим правилам, другими критериями. И эти критерии мира выстроились в определенную схему, то есть они более или менее между собой гармоничны, и большинство людей живет по этим правилам.

Например, правило развитого капиталистического общества – это достаток, главный критерий добра, успеха или самореализации человека, то есть богатство. То, что в Евангелии подразумевается под словом богатство, – собирать себе богатство на земле. И наша вера может ослабеть под этим напором, который идет от окружающего мира, который предлагает другую веру. Веру в то, что благополучие здесь, на земле, сделает нас счастливыми, и что в этом, на самом деле, цель человека. То есть может подорвать, ослабить нашу веру или вовсе лишить нас ее. Мы можем, может быть, даже еще верить во что-то, но жить уже не по тому, как Бог учит, не по вере нашей. И об этом говорит сегодня Иисус Христос в этих притчах, которые мы слышали.

Притча о домоправителе, которому господин его, хозяин дал задание, дал заповеди и сам, как бы, удалился, то есть не присутствует физически. И человек, который остался с этим заданием на хозяйстве, можно сказать, что это мы, которые находимся с заповедями в этом мире. Тот домоправитель был поставлен над другими слугами, которые были ему даны, чтобы заботиться о них, он должен был давать им меру хлеба, то есть питать их, заботиться о других слугах. И Бог нам дал заповедь любить ближних. То есть эта притча некоторым образом передает то, как мы сейчас находимся в этом мире. Ожидаем ли мы Бога, надеемся ли мы на приход нашего Господина? Или мы, как этот неразумный домоправитель думаем, что «не скоро придет Господин мой» (Лк 12, 44). Бог где-то там далеко, еще время есть. Можно пожить в свое удовольствие. И начинает, как говорится, «бить слуг и служанок, есть и пить, и напиваться» (Лк 12, 44). То есть в конце концов начинает жить, следуя своим страстям, гневу и похоти, чревоугодию.

То же самое происходит и с нами, когда мы начинаем терять веру, когда наша вера слабеет, когда начинаем жить по нашим страстям. То, что приходит нам в голову, те чувства, которые у нас возникают, – все это вновь погружает нас в болото, из которого мы выбрались, когда Бог нас призвал, когда дал нам Свет Своей истины. И что от нас требуется? От нас требуется напоминать себе, помнить, воспитывать, питать свою собственную веру. Вновь и вновь возвращаться к тому, что Бог нам открывает, возвращаться к этому в чтении Священного Писания, в размышлении над Священным Писанием, в чтении того, чему Церковь учит, что Церковь говорит, что говорят и пишут святые Церкви, и в размышлении над тем, что они пишут. То есть в следовании тем примерам святости, примерам веры, которые существуют в истории, и которые существуют в Церкви, которая, в некотором смысле, находится над историей.

Об этом во втором чтении мы и слышали. Примеры: Авраам, Сарра, которые верили, несмотря ни на что, все больше и больше доверяли Богу, несмотря на трудности. Просим сегодня Господа нашего, чтобы Он укрепил нашу веру. Со своей стороны, решаем сделать все от нас зависящее, использовать все доступные нам средства, чтобы укреплять ее, чтобы не поддаваться на искушения мира сего, чтобы не оставлять то, что Христос нам дал. То сокровище, которое Он нам дает и Которым Он Сам является.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 11.08.2019