Евангелие о Марфе и Марии, которое мы слышали, о том, как они встречаются со Христом. Это Евангелие обычно используется для того, чтобы сравнить деятельную и созерцательную христианскую жизнь. То есть жизнь наполненную, с одной стороны, благими делами, то есть большей частью посвящающую себя добрым делам, и жизнь, которая больше посвящает себя молитве. То есть, сравнивают этих двух женщин, которые представляют два вида верующих, два вида христиан: деятельная и созерцательная жизнь. Понимая, что не существует такого полного разделения, что кто-то не созерцает, а только делает, а другой только созерцает и ничего не делает, тем не менее, они являются некими образами. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк 10,42) – этим завершается сегодняшний отрывок. Этим Христос завершает диалог с Марфой.

Вопрос, который возникает при чтении этого Евангелия, такой: «Как послужить Христу или, по-другому, как доставить радость Христу?». Вот вопрос, который мы должны периодически себе задавать: «Чем я могу порадовать Христа?» Если мы понимаем, что Христа надо любить, если мы считаем, что мы как-то любим Иисуса Христа, то этот вопрос должен возникать сам собой: «Что мне сделать или как себя вести, чтобы доставить радость Христу? Чтобы Он, смотря на меня, радовался? Что я могу сделать для Него?»

Марфа ответила на этот вопрос по-своему: она решила приготовить Христу хороший обед. В принципе, неплохое решение, но тут могут случаться перегибы. Обычные примеры, которые мы знаем, ошибки, которые сами иногда допускаем, когда к нам приходят какие-то дорогие гости. Может дойти до того, что хозяева посадят гостей за стол, включат им телевизор, а сами уйдут на кухню готовить угощение, будут приносить угощение и уходить, приходить и уходить. Гости, которые пришли, как будто пришли в ресторан посмотреть телевизор, то есть их накормили, вкусно накормили, тяжело накормили, до отвала, что трудно встать. Но они пришли в гости, они пришли для общения, а не для того, чтобы вкусно поесть. Конечно, есть такие люди, которые ходят вкусно поесть, но мы говорим о хороших гостях.

То, что мы слышали сегодня в первом чтении, – история Авраама, явление Бога Аврааму. Есть много интересных моментов, например, Бог является ему в лице трех человек – то есть перед нами ветхозаветная Троица. Например, Троица Рублева, о которой мы много слышим, это как раз ветхозаветная Троица: три ангела, три юноши, которые сидят за одним столом и кушают то, что приготовил Авраам. Но Авраам, он с ними находится, с этими тремя? Нет! Он бегает. Всех заставил работать: жену Сарру, которая должна что-то там приготовить, слуг своих, которые должны сделать это, пятое, десятое. То есть, ведет себя таким образом. И в конце концов за это он что-то получает, то есть Бог говорит ему: «Через год у тебя будет сын».

Но это Ветхий завет. Есть вещи лучше. О чем говорит Христос? «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк 10,42). То есть на самом деле то, что еще важнее, – быть со Христом, общение со Христом, единение с Ним. Это жизнь в молитве – молитвенная жизнь, молитва в нашей жизни. Служить Христу делами или слушать Его, смотреть на Него, быть с Ним, общаться с Ним? И то, и другое важно, но важнее второе. Без созерцательной жизни, без молитвы, в делах, которые мы делаем для Христа, в конце концов, силы у нас кончатся, иссякнут, и мы можем все забросить. Плоды этих дел, которые мы делаем даже для Христа, для Церкви, могут и не быть. Либо то, что мы делаем, может пропасть.

Например, верующие люди могут строить в своем городе храм, большой-большой-большой, потом будет пожар и все разрушится. Сколько сил положено, а плодов не оказалось. Тогда в их жизни будет разочарование, если нет второго – молитвы, если нет этого единения со Христом. И к этому нужно стремиться, не забывать о том, что это благая часть, которая «не отнимется», как говорит Христос. Остальное может отняться, остальное останется здесь, на земле, но единение со Христом никто у нас не отнимет.

Что может отделить нас от любви Христовой? Ничто отделить нас не может: ни меч, ни опасности, ни преследования, ни какие-либо беды, если мы со Христом. Поэтому с чем связано поражение в вере христиан, то есть когда верующие люди отходят от Бога, отходят от Церкви, когда кто-то из священников оставляет священство. Не с тем, что они мало работали, мало служили Христу, мало делали для Церкви, мало именно физически. Много делали, часто очень много, но возможно, не хватило этой второй части. Этого единения, общения со Христом. И тогда то, что делалось до этого, отнялось, отошло, а второго не было, было мало и не осталось.

Поэтому сегодня, прежде всего, напомним себе о важности общения с Богом и что от этого общения зависит и все остальное, и то, сколько мы сможем послужить Ему нашими поступками, нашими делами, и в конце концов, самое важное, спасение нашей души. Если мы со Христом, то эта благая часть никогда не отнимется у нас.

о.Андрей Старцев.

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 21.07.2019