Сегодня мы празднуем Торжество Тела и Крови Христовых. Празднуем Христа в Святом Причастии, в Святой Мессе. В Святом Причастии, которое наши девочки сегодня примут в первый раз. Причастие. – Что такое Причастие? Святая Месса. – Что такое Святая Месса, литургия? И вообще, хорошо задать себе один вопрос, чтобы ответить на эти два: «Кто такой Христос»?

Христос. Христос – это Слово, Слово Божие, ставшее Человеком. Об этом мы читаем в Евангелии от Иоанна. Первые строки:. «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог… И Слово стало Плотью» (Ин 1, 1, 14). Христос – это Слово, Слово, в котором Бог говорит о Себе, открывает Себя. Когда мы пытаемся выразить себя, пытаемся что-то рассказать о себе, то прибегаем к словам, чтобы передать, что мы чувствуем, что у нас внутри.

Христос – это Слово, в котором Бог-Отец выражает Себя. Это Слово стало Человеком, пришло к нам, людям. Слово стало Человеком, чтобы стать нам понятным, чтобы мы могли понять Слово Божье. Это Слово: Бог-Сын, Иисус Христос, Сам Бог, любящий нас.

Кто такой Христос? Слово. Что еще Христос? – Жертва. Слово-Бог, Сын Божий, умерший на Кресте ради нас. Христос искупил нас Своей Жертвой. Сын Божий умер ради нас, чтобы спасти. Он – Бог, Который хочет соединить нас с Собою, а для этого нас надо выкупить, искупить. Он – Любовь, которая проявляет себя на Кресте. Любовь проявляет себя в жертве, в том, чем человек способен пожертвовать, когда любит. А любовь – это еще и стремление к единству, к единению. К единению с тем, кого любишь.

Он – Любовь. Любит нас. Любовь эта уже требует единства, она уже есть обретение, в некотором смысле единство. Тот, кого мы любим, уже в нашем сердце. Он уже, некоторым образом, в нас присутствует. Этого единства любовь уже достигает. Христос – Жертва, Любовь, Пища. Христос – это Бог, Который захотел стать для нас Пищей, чтобы соединить нас с Собою. Он Сам говорит: «Плоть Моя истинно есть Пища и кровь Моя истинно есть Питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня Отец и Я живу Отцом, так и ядущий Меня, жить будет Мною» (Ин 6, 55-57).

Поэтому вернемся к первому вопросу: «Что такое Причастие, что такое Святая Месса»? В Святой Мессе мы встречаем Христа. Мы встречаем Христа как Слово, Бога-Слово-Христа мы встречаем, слушая Слово Божие. Слушаем Христа, участвуем в Жертве, которую принес Христос. Христос как Слово, Христос как Жертва. Жертва, которая совершается на алтаре, Жертва Христова. И мы принимаем Христа как Пищу в Святом Причастии, принимаем Его Тело, и соединяемся с Ним. И обретаем жизнь во Христе, укрепляем эту жизнь, нашу жизнь во Христе, и возрастаем в этом единении с Ним. То есть в Святой Мессе мы встречаемся со Христом: Христос- Слово, Христос – Жертва, Христос – Пища.

И поэтому нужно соединяться со Христом по-настоящему, соединяться с Ним мыслями, волей, любовью, сердцем, когда мы участвуем в Святой Мессе. Пренебрежением или даже некоторым отвержением Христа, отречением от Христа будет лень, нежелание или отсутствие стремления сделать все возможное, чтобы обрести это единство, которого мы достигаем, участвуя в Святой Мессе и принимая Святое Причастие, если мы здесь встречаем Христа. Пренебрежение Богом, отвержение Бога. Бога, ради Которого стоит все потерять, стоит всего лишиться, чтобы быть с Ним, даже собственной жизни. Насколько тяжким грехом будет такое отвержение Бога! Грехом против первой заповеди: «Люби Бога всем сердцем, всей душою, всеми силами».

Отвержение любви Божьей – отказ от участия в Святой Мессе, отказ от воскресной Мессы или отказ от Причастия: участвовать в Мессе, но не причащаться. Бывают какие-то объективные причины, но это означает, в том числе, отказ от исповеди, если тяжкий грех препятствует прийти к Причастию. Или, наоборот, причащение, когда тяжкий грех есть на душе – это, в некотором смысле, отказ от Бога.

Бог любит нас больше, чем кто–либо другой, Бог любит нас сильнее, чем любой другой человек может нас любить. И даже, если собрать всех людей вместе и все творения, то все они вместе не будут нас любить так сильно, как любит Бог.

И тогда, как можно отказать Богу, так сильно любящему нас, в ответной любви, в этом единении, которое мы обретаем в Святой Мессе, в Святом Причастии? Как можно отказать Ему в том, чтобы наша любовь к Нему была глубокой? И как не стремиться к тому, чтобы глубоким было и наше единение с Ним? Как можно отказаться от достойного принятия Святого Причастия?

Пересмотрим наши приоритеты, пересмотрим приоритеты нашей любви: что мы любим больше? Чтобы любить превыше всего Того Единственного, Кто действительно этого достоин. Бога, открывающего Себя нам во Христе, во Христе-Слове. Бога, искупающего нас Жертвою Христовой. Бога, дающего нам Себя в Святом Причастии. Все эти три вещи предлагаются нам Богом в Святой Мессе.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 23.06.2019