Сегодня Церковь празднует Торжество Пресвятой Троицы. Бог-Отец, Сын и Дух Святой. Бог Единый, но в трех Лицах. Троица – это предмет веры, это тайна веры, одна единая сущность Бога, одна единая природа, но три лица, три личности. Самому человеку не могло бы прийти на ум, что Бог – Троица. Человек может понять, что Бог есть, что Бог существует. Созерцая мир, созерцая все прекрасное в этом мире, созерцая человека и его достоинства, мы можем прийти к осознанию, что у всего этого есть Творец, можем понять, что этот Творец благ, то есть, что Он добрый, что Он любит, потому что только добрый, любящий может творить так. Можем понять, что Он совершенен, а значит, что Он Один, Единственный, что Он – Единый Бог. Но какова Его внутренняя жизнь, что у Него внутри происходит, о чем Он думает – для нас тайна.
Эта тайна, которая осталась бы сокрытой от нас навсегда, если бы Он Сам не захотел нам ее открыть. И Он открыл. Открыл, что Он Отец, Сын и Дух Святой. Троица единая и неслиянная. Это единство Трех Личностей, общение Трех Лиц отпечаталось и в том деле, которое Троица совершает, то есть, в деле творения и в деле искупления.
1. В деле творения. Сотворив человека, Бог не создал его одного, не создал одного человека, одну личность. Он сказал Сам: «Нехорошо человеку быть одному» (Быт 2, 18). Мужчину и женщину, создал их. Создал двоих. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть» (Быт 2, 24). То есть, уже в самой природе человека записано некое стремление к единству, единению.
«Плодитесь и размножайтесь» – единство, которое приносит плоды, детей. То есть сотворив человека, Бог-Троица создал его общественным, создал общество. В основании этого общества находится семья. В семье люди обретают единство, должны обретать единство. Единство и общение, которые являются отражением единства и общения Трех Божественных Лиц. Как в зеркале мы видим наше отражение, так в сотворенном, в творении, в человеке отражается образ Божий, образ Троицы. Итак, в деле творения, а особым образом в сотворении человека, отображается Триединство Божие.
2. В деле искупления. Бог не захотел спасать людей поодиночке. Уже в Ветхом Завете Он избрал народ, произвел народ от одного человека. Он создал Церковь, в которой действует Своею благодатью через апостольскую проповедь, через свидетельства, через таинства, но также через общение, через взаимную помощь, через взаимную любовь. Как Сам Христос говорит: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга. Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них».
И как семья является основой для общества, так приходская община, малая семья Церкви, является основой Церкви в некотором смысле. То есть от здоровья приходской общины, как и от здоровья семьи, зависит благо Церкви. Зависит доверие со стороны неверующих людей, доверие к возвещаемой Благой вести Евангелия. Где нет общения в приходе, там нет общины, там нет семьи. Где разделение между сердцами, там трудится искуситель, сатана: ненавистник Бога, ненавистник Троицы и ненавистник Ее творения. Ненавистник семьи и Церкви, которые все время пытается разрушить, и ненавистник Церкви.
Поэтому сегодня, созерцая Триединого Благого Любящего Бога, просим, чтобы наши семьи и наша приходская община были истинным отражением этого Триединства, этого общения и любви, которым является Триединый Бог.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 16.06.2019