Верующий человек, христианин, который верит в Иисуса Христа, какими мы себя считаем, иногда должен задаться вопросом: «Какого Иисуса я люблю»? Иисус Христос в Евангелии сегодня говорит о любви к Нему. Но какого Иисуса я люблю? Каков Он, каким я себе Его представляю? Сложно полюбить Иисуса настоящего, Иисуса целиком или Иисуса всецелого. Сложно отчасти потому, что мы узнаем Его постепенно, не все сразу, как, когда мы знакомимся с другим человеком, узнаем его со временем все больше и больше. И могут наступать такие моменты в жизни, когда говорим: «Ух ты, уже десять лет знакомы, а только сейчас узнаю о нем это».
То же самое со Христом. Нам сложно любить Иисуса настоящего из-за того, что мы Его ещё быть может не совсем хорошо узнали. Но прежде всего сложно любить Иисуса, потому что Он великий. Он велик и превосходит наши способности любить. То есть у нас есть способность любить, а Иисус больше этой способности. Как, если бы у нас была способность есть, и мы пришли на большой пир, где было бы много еды, многого яств, но не можем все это съесть. Так же и наша способность любить. Иисус больше ее. Иисус – Бог, Он бесконечен, а мы – люди, и наше сердце конечное, ограниченное. Святой Дух преобразует нас, преображает нас благодатью, расширяет наше сердце, чтобы любить Бога еще больше, чтобы любить Христа еще сильнее. Но чтобы это происходило, нужно любить Его всем сердцем.
Знаем заповедь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мк 12,30). Чтобы любить Его всем сердцем, в сердце не должно оставаться места ни для чего другого. Все сердце – это все сердце без исключения – для Него. Поэтому, чтобы любить Иисуса всем сердцем, нужно разлюбить все остальное. Даже если чуть-чуть останется мирского, того, что Богом не является, к чему мы привязаны – это препятствует любить Христа всем сердцем. Нужно разлюбить или даже возненавидеть. Слово возненавидеть использует Сам Иисус Христос, говоря: «Кто не возненавидит отца своего и мать свою ради меня» – то есть, кто любит больше, чем Меня, что-либо еще – «не может быть моим учеником». Это, однако, не означает, что мы не будем любить наших ближних, например, наших родных. Но означает, что мы будем любить Бога, а все остальное любить в Боге. Любить ради Бога, любить потому, что Бог это любит.
Ведь когда мы сильно-сильно любим одного человека, мы начинаем любить и то, что этот человек любит, и нам начинает нравиться то, что этому человеку нравится. Именно потому, что это ему нравится, а не потому, что нравится нам. И то, что человек любит Бога всем сердцем не значит, что он не любит других вещей, он их любит, но любит по другой причине: любит настолько, насколько это любит Бог, и желает настолько, насколько Бог хочет, и отказывается от настолько, насколько Бог хочет, чтобы от этого отказались.
К сожалению, слишком часто мы не хотим разлюбить многое из этого мира, в том числе, себя самих. То есть любим, привязываемся. Поэтому можно прибегнуть к одному образу, сравнению: можем сравнить свое сердце с комнатой. Иисус Христос сегодня говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). Это не значит, что Бог рядом с моей квартирой построит еще одну комнату и будет там жить. Речь идет о нашем сердце. То есть кто любит Бога, к тому Бог приходит и обитель у него творит: творит внутри, в душе, в сердце.
Тогда наше сердце мы можем представить, как комнату. А поскольку мы – дети Божьи, представим ее как детскую комнату. Детская комната, наша детская комната, в которой много игрушек, которые мы любим и с которыми играем. Принимая Иисуса в нашу жизнь, мы приглашаем Его и открываем двери нашей детской, и Он туда входит. Однако мы не выбрасываем наши игрушки. Иисус Христос туда входит как что-то еще, и какое-то время мы общаемся с Иисусом Христом: любим его, «играем с ним» и может так случиться, что Он станет нашей любимой игрушкой. Не самое хорошее сравнение, но, тем не менее, Иисус станет тем, с кем нам приятнее всего быть, с кем приятнее играть, скажем, как детям, общение которых в основном выражается в играх. Однако со временем, мы возвращаемся и к другим игрушкам. То есть быть только с Иисусом начинает надоедать, становится скучным, кажется, что чего-то не хватает. А поскольку все остальные игрушки у нас остались, то мы обращаемся к ним и играем с ними, а не с Иисусом.
Какие это игрушки? У взрослого человека эти игрушки: богатство, материальное благо, повозиться с машиной или повозиться в огороде, то есть, разные вещи, которые нас увлекают. Разные наслаждения, земные радости. Земные радости в смысле – радости без Бога, а также гордыня (играть с самим собой), самоуверенность, тщеславие, самолюбие и так далее. То есть это те игрушки, которые находятся в нашей детской, недетские игрушки.
И складывается ситуация, когда Иисус не занимает всю нашу детскую, не занимает все наше сердце. Он стоит на почетном, возможно, месте в нашей комнате: есть уголок, в котором есть Иисус, есть статуя Иисуса Христа. Он стоит там, где мне удобно: мне удобно, чтобы Иисус был, чтобы Он занимал это место, и когда мне что-то надо, я иду туда, когда мне плохо, я иду туда. То есть, я как бы делаю себе удобного Иисуса. Удобный для меня Иисус…Какого Иисуса я люблю?
Надо бояться такой ситуации, бояться, что Иисус станет удобным, впишется в мою жизнь, а не станет моей жизнью. Одно дело стать частью моей жизни, вписаться в мое миропонимание, а другое дело – стать всей моей жизнью. Надо бояться, что Иисус станет удобным. То есть, что не будет мешать другим моим интересам. Бывает, что мы впускаем Иисуса в нашу детскую настолько, насколько это не требует отказа от вещей, которыми мы обладаем, или от привычного образа жизни, от привычных нам игрушек. Но как должно быть?
Он, Христос, должен войти и стать хозяином детской комнаты, моей детской комнаты, заполнить ее всю. Значит наши суждения, поступки, то, как мы думаем, как мы судим о вещах, о мире, о жизни, о себе самих, то, что мы делаем, наши желания, то, чего мы хотим, к чему стремимся, чем вдохновляемся – все это должно адаптироваться под Иисуса Христа, а не адаптировать Иисуса под себя.
И тогда, какое место Иисус занимает в моем сердце? Пересматриваю ли я свои убеждения в соответствии с Ним, c тем, чему Он учит? Исправляю ли я свои стремления, то, к чему я стремлюсь, то, чего чаю, на что надеюсь? Исправляю ли свои желания в соответствии с тем, чего желает Он? Избавляюсь ли я от привычек, от склонностей характера, от пороков, которые действуют против Иисуса Христа, противоположно Его учению? Пытаюсь ли я, в принципе, узнать Иисуса больше, узнать Иисуса ближе, узнать то, чему Он учит, чего Он хочет? Чего Он хочет конкретно от меня? Чего Он хочет конкретно для меня? То есть, какого Иисуса я люблю?
о.Андрей Старцев
Прослушать проповедь можно по ссылке: Проповедь 26.05.2019