Дорогие, братья и сестры, в сегодняшнее пятое воскресение Пасхального времени, Литургия Слова, чтения, которые мы слышали на этой Литургии, Слово Божие объединено одной темой – темой новизны. Уже во вступительной молитве к сегодняшнему Богослужению, – молитве, которую священник читает в начале святой Мессы, в которой часто раскрывается общая тема Богослужения, – сегодня в этой молитве мы тоже слышали слова о новизне, мы просили, чтобы под защитой Господа смогли принести обильные плоды в новой жизни. В новой жизни, полученной в святом крещении. Новизна святого крещения – об этом говорит вступительная молитва, и это первая новизна, с которой делает, можно сказать, первый шаг каждый христианин, обновившись в таинстве крещения, получив новую жизнь, став христианином. Став чадом Божьим, мы получаем новизну.

Но это не единственная новизна, о которой говорит сегодняшнее Богослужение, сегодняшняя Литургия Слова. В молитве, которую мы еще не слышали, но которой будем молиться как раз в конце Мессы, мы снова услышим слова о новизне, но уже о другой новизне. Молитва после Причастия сегодня будет говорить нам, и мы вместе со всей Церковью будем этими словами просить Господа о новизне, которая будет в новой жизни, в бесконечности, в вечности. «Помоги тем, кого Ты насытил небесными тайнами», – будем молиться мы, – «перейти  из ветхой жизни в новую». Уже вся наша жизнь в свете этой молитвы представляется ветхой. Конечно, та жизнь, которую мы получили в крещении – это новизна, но есть та новая жизнь, которая превосходит нашу жизнь земную. Та новая жизнь, которая является целью и итогом новой жизни, полученной нами в крещении, переход из ветхой жизни в новую.

И все Богослужение сегодня, вся Литургия Слова говорит об этом, как ветхое заменяется новым, как старое сменяется новым: сначала в крещении, а потом и в перспективе вечности в новой жизни, в вечной жизни. Об этой новизне, о новизне вечной жизни, о новизне Царствия Небесного говорит также и во втором чтении сегодня Апостол и Евангелист Иоанн. В своем Откровении он говорит о новом небе и о новой земле: «Я, Иоанн, увидел новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр 21, 1). Иоанн говорит о реальности, превосходящей нашу земную реальность. Не о той земле, по которой ходим мы с вами, но о новой земле, о той земле, которую уготовал нам Господь в Своем Небесном Царстве.

И на самом деле, дорогие братья и сестры, мы с вами, которые живем здесь, в этой ветхой земле, в этой прежней земле, которая минует, мы очень связаны и с той новой землей, и с тем новым небом, которые творит Господь и куда направляет каждого из нас. Потому что эта новая земля и это новое небо, эта новизна, о которой говорит Господь, – она вырастает в конце концов из того, чем мы живем здесь, из этой земли. Эта земля и это небо, которое над нами, дорогие братья и сестры, будут преображены в новую землю и новую жизнь точно так же, как и наши жизни, в крещении преображенные, в крещении получившие новизну и уготованные для этой вечной новизны, которая приготовлена для нас нашим Небесным Отцом в Его Царствии. Именно эти наши с вами жизни и эта реальность, которая нас окружает. От нас с вами зависит, насколько мы сможем преобразить нашу жизнь, окружающую нас реальность в новизну, о которой говорит Господь во всех чтениях сегодняшней Литургии.

В первом чтении, которое мы сегодня слышали из Деяний апостольских, и там напрямую слово «новизна» не звучит, но можно сказать, читается между строк. Потому что автор Деяний апостольских повествует нам о новой христианской общине, о новизне первых христиан, об их евангельской вести, об их благовествовании. Павел и Варнава приходят в Антиохию и утверждают души учеников, то есть приобретают новых учеников. И более того, они рукополагают новых пресвитеров – священников. Церковь обновляется, Церковь растет, молодая Церковь, первое поколение христиан, первое поколение учеников Иисуса Христа распространяет Благую весть, утверждаются души учеников – появляется эта новизна, растет новая община.

Интересно, что здесь же автор Деяний апостольских говорит нам о содержании этой Благой вести. С одной стороны, говорится, что утверждали души многих учеников Павел и Варнава. А что же они им говорили? «Увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14, 22). Интересно, что именно и только этот аспект проповеди Павла и Варнавы в этом моменте, в этом месте Священного Писания подчеркивает автор Деяний апостольских. Пребывать в вере и говорить при этом, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Кажется, дорогие братья и сестры, что не очень утешительно звучит «многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие» И действительно, христианский путь часто представляется очень непростым.

Я помню, когда я был еще довольно далек от Церкви, только интересовался какими-то религиозными вопросами, в то время я учился в университете, на светской, гуманитарной специальности, у нас тогда была тоже кафедра богословия, и один из преподавателей с этой кафедры вел у нас предмет, который назывался «Социальные основы религии». И это был очень верующий человек, молодой, но видно, что он был православный и очень воцерковленный и горел своей верой по-настоящему, и хотел также узнать и наше отношение к вере, к религии, наше студенческое отношение. И он спросил, кто из присутствующих в группе считает себя верующим. Несколько человек подняли руки, и он спросил, кто из них ходит в храм. Уже рук, конечно, оказалось меньше. И потом, когда он говорил, начиная в общем излагать свой предмет абсолютно светски, как это и полагалось, но при этом затрагивая  действительно тоже и свой опыт веры, он сказал: «Знаете, вот несколько человек подняли руки, и действительно, христиан мало. Если вы сомневаетесь, если вы думаете, быть христианином или не быть в современном мире, вы лучше не будьте. Потому что христианство – это очень непросто, это огромный крест. Сомневаетесь – лучше не надо. Христианство – это трудно, христианство – это значит нести свой крест». Он, конечно, немножко, может быть, нас провоцировал: молодые, горячие, и такой прием, такой подход скорее вызвали в нас еще больший интерес. По крайней мере, во мне это, можно сказать, сработало.

И действительно, здесь похожим образом Павел и Варнава тоже утверждают души учеников именно вот так, от обратного. «Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Небесное». Просто не будет, трудный путь, но путь единственный, путь, который ведет к настоящему обретению человеческого счастья, к настоящей новизне. К той новизне, которую Бог, сотворивший каждого из нас и отворивший этот мир, заложил уже в своем замысле творения в каждом из нас. Вот эта новизна, Он творил все новое, и для каждого из нас, братья и сестры, Он придумал самое лучшее и самое высшее счастье, Он задумал спасение для каждого из нас и приготовил каждому место в Раю. Но, конечно, в этом мире действительно, в силу человеческого  греха, в силу того, что человек не всегда правильно использует свою свободу, нам приходится также немножко и пострадать, чтобы дойти, добраться до этой новизны, чтобы эту новизну в себе реализовать, сделать актуальной.

Сегодня также говоря о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное», апостолы призывают и нас обновить нашу жизнь во Христе. Да христианский путь не прост, но только в нем мы можем найти наше подлинное, настоящее счастье. И именно в Евангелии сегодняшнем Иисус Христос дает нам такой синтез всего того, о чем мы сегодня размышляем. Новизна, страдания, непростой путь в Царствие Небесное – обо всем этом говорит Иисус Христос. Новизна в том, что любовь может быть жертвенной, в том, что любовь может быть не только ради себя, не только ради того, что я хочу, я чего-то жажду, а любовь может быть и в том, что для любимого я чем-то жертвую. И также новизна в том, что сама жертва, сами страдания и «скорби, которыми надлежит войти в Царствие Небесное» не остаются, дорогие братья и сестры, бессмысленными, а что эти скорби, страдания, с которыми каждый из нас сталкивается в своей жизни, они могут быть пережиты нами, как жертва, как жертва ради любви.

И Христос показывает нам сегодня  этот путь. То, что говорит сегодня Христос, Он говорит сразу после того, как Иуда вышел из горницы. Уже недолго осталось до того момента, как наступит час Иисуса Христа, и Он это понимает, и в Евангелии от Иоанна это очень подчеркивается от главы к главе, как Иисус Христос ощущал приближение собственного часа. И вот Иуда выходит из горницы с тем, чтобы предать Его. Иисус именно в этот момент говорит «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин 13, 31) и дальше Он говорит, что «недолго уже быть Мне с вами» (Ин 13, 33). И после этого Иисус Христос как раз и дает Свою заповедь любви. Он говорит при этом, что куда Он сейчас идет, туда не могут попасть, не могут прийти в этот момент ни иудеи, ни даже ученики. Потому что Он говорит о часе Своих страданий, а время страдать ученикам еще не пришло, но Он дает им заповедь любви «любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин 13, 34) с тем, чтобы когда придет момент, апостолы, ученики будут призваны разделить мучения, разделить страдания, те же самые гонения, которым подвергался Сам Иисус Христос, и отдать жизнь за Христа, чтобы в тот момент они уже осознавали и понимали, что эти страдания не бессмысленны, что из этих страданий, из этой крови мученической произрастет Церковь, семена, которые будут рассеяны по всей земле, и «по тому узнают все, что вы – мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35).

Вот этим заканчивается сегодняшнее Евангелие и это, дорогие братья и сестры, также призыв для каждого из нас. Сегодня,  в наше время, все происходит точно так же, именно по нашим делам любви, не по словам о любви, а по делам любви мир будет узнавать, ученики мы Иисуса Христа или нет. И это воплощается в очень конкретных плодах, и плоды нашей веры, нашей любви и новизны, о которой говорит сегодняшняя Литургия, – это еще одна тема, которая сегодня во всех чтениях так или иначе проявляется. Опять же уже во вступительной молитве мы просили Господа, чтобы под Его защитой могли принести обильные плоды и обрели радость вечной жизни, так и в молитве над Дарами, которую сегодня будем читать, также мы будем просить, чтобы мы могли свидетельствовать об истине Господней своими достойными делами.

Действительно, плоды, дорогие братья и сестры, это очень важно. Это то, что является конкретным воплощением нашей веры, то, что является конкретным, надежным доказательством того, что наша вера – это не пустые слова, и именно по этим плодам и может распространяться христианская весть, благая весть Евангелия. Именно так это и было в первые века, и мы об этом сегодня слышали в Деяниях апостольских, об этой новизне, с которой распространялась благая весть и как люди ее принимали, как язычники обращались. Потому что апостолы творили конкретные дела любви, и люди видели это и верили  в это. А сегодня, к сожалению, мы наблюдаем скорее обратный процесс, по крайней мере, в нашей части мира: что люди уходят из церкви, люди мало обращаются к Богу.

Наверное, это тоже повод для испытания совести, дорогие братья и сестры, для каждого из нас: каковы же наши плоды и каковы же наши дела, если окружающий мир уже не узнает в нас учеников Спасителя и не видит  этой новизны благой вести, которая неизменно привлекает к себе людские сердца. А плоды нашей жертвенной любви, они, дорогие братья и сестры, очень конкретные всегда. Наша жертвенная любовь, она направлена на помощь нашим ближним. Интересно, что Христос говорит о любви, прежде всего, между собою «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35). Значит, в первую очередь, наша задача – свидетельствовать о любви, о делах любви хотя бы внутри наших христианских общин, хотя бы по отношению друг к другу,  к нашему приходу – и по отношению к нашему приходу и нас друг к другу эти дела тоже очень конкретны. Эти жертвы и эти плоды, они воплощаются в очень конкретных делах.

И я предлагаю задуматься. Есть два очень простых измерения таких критериев, которыми можно измерить дела нас с вами, каждого человека. Пусть каждый для себя это попробует применить: сколько времени я трачу ради любви, ради жертвы, ради того, чтобы пожертвовать. Я знаю, что вчера в приходе была уборка силами прихожан – это один маленький момент, но уже хороший момент и возможность действительно в деле поучаствовать в служении общине. Община – показать друг другу, самому себе и окружающему миру, что мы можем, что мы готовы жертвовать время какое-то на наш приход. Это, конечно, не только один раз, но постоянно. Жертвую ли я какое-то время? Второй момент очень простой, еще проще, и это не только в отношении прихода, но и в отношении вообще любви к каждому человеку, время наше и второй момент – это, на самом деле, деньги, кошелек – то есть, что еще может являться моей жертвой? Только лишь слова, или действительно часть моего труда? Если я не трачу никакого времени ради другого человека, если мой кошелек не становится тоньше, значит, мои слова любви абсолютно пусты, значит, какая тут может быть жертвенность, если я ничем не жертвую. Другое дело, что понятно, что здесь это как эта лепта бедной вдовы, что каждый кто сколько может, но уж время-то действительно, наверное, каждый может какое-то пожертвовать ради другого человека. Прежде всего, ради общины, ради прихода, и потом уже ради других, ради тех, кого мы можем встретить в повседневной жизни, кто нуждается в нашем времени, в нашей помощи.

И вот это, дорогие братья и сестры, это то, что является воплощением нашей обновленной жизни. Воплощением той новизны христианской любви, которая воплощается всегда в конкретных делах и в конкретных  плодах нашей жертвенности. Пусть же сегодня, дорогие братья и сестры, Господь научит нас по-настоящему воплощать нашу жертвенную любовь в конкретных делах, чтобы по нашим плодам весь окружающий мир, все люди, которых мы встречаем, могли узнать, что мы являемся учениками Иисуса Христа. Аминь.

о. Даниил Радько

Прослушать проповедь можно по ссылке: Проповедь 19.05.2019