ЕВАНГЕЛИЕ Ин 18, 1 — 19, 42

 

Предательство Иуды и взятие Иисуса под стражу

[Е] В то время:

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его; потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: [Х] кого ищете? [Е] Ему отвечали: [Н] Иисуса Назорея. [Е]  Иисус говорит им: [Х] это Я. [Е] Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я», они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: [Х] кого ищете? [Е] Они сказали: [Н] Иисуса Назорея. [Е] Иисус отвечал: [Х] Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, сказанное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». [Е] Симон же Пётр, имея меч, извлёк его, и ударил первосвященнического раба, и отсёк ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: [Х] вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

Иисус перед судом первосвященников

[Е]  Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его. И отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

Отречение Петра

За Иисусом следовали Симон Пётр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошёл с Иисусом во двор первосвященнический. А Пётр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввёл Петра. Тут раба придверница говорит Петру: [Д] и ты не из учеников ли Этого Человека? [Е] Он сказал: [Д] нет. [Е] Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Пётр также стоял с ними и грелся.

Иисус перед Анной и Каиафой

Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: [Х] Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. [Е] Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: [Д] так отвечаешь Ты первосвященнику? [Е] Иисус отвечал ему: [Х] если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня? [Е] Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

Симон же Пётр стоял и грелся. Тут сказали ему: [Н] не из учеников ли Его и ты? [Е] Он отрёкся и сказал: [Д] нет. [Е] Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Пётр отсёк ухо, говорит: [Д] не я ли видел тебя с Ним в саду? [Е] Пётр опять отрёкся; и тотчас запел петух.

Дознание Пилата и Иудеев

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: [Д] в чём обвиняете Человека Сего? [Е] Они сказали ему в ответ: [Н] если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. [Е] Пилат сказал им: [Д] возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. [Е] Иудеи сказали ему: [Н] нам не позволено предавать смерти никого, — [Е] да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.

Первый допрос

Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: [Д]  Ты Царь Иудейский? [Е]  Иисус отвечал ему: [Х] от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? [Е] Пилат отвечал: [Д]  разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? [Е] Иисус отвечал: [Х] Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда. [Е]  Пилат сказал Ему: [Д] итак Ты Царь? [Е] Иисус отвечал: [Х] ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. [Е] Пилат сказал Ему: [Д] что есть истина?

Христос или Варавва?

[Е]  И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: [Д] я никакой вины не нахожу в Нём. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? [Е] Тогда опять закричали все, говоря: [Н] не Его, но Варавву. [Е] Варавва же был разбойник.

Бичевание, терновый венец и второй допрос

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплётши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: [Н] радуйся, Царь Иудейский! [Е] И били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: [Д] вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины. [Е]  Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: [Д] се, Человек! [Е] Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: [Н] распни, распни Его! [Е] Пилат говорил им: [Д] возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины. [Е] Иудеи отвечали ему: [Н] мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

[Е]  Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: [Д] откуда Ты? [Е] Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: [Д] мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? [Е] Иисус отвечал: [Х]  ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Приговор Пилата

[Е] С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: [Н] если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю. [Е] Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: [Д] се, Царь ваш! [Е]  Но они закричали: [Н]  возьми, возьми, распни Его! [Е] Пилат говорит им: [Д] Царя ли вашего распну? [Е] Первосвященники отвечали: [Н] нет у нас царя, кроме кесаря. [Е] Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

Распятие Иисуса Христа

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: [Н] не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». [Е] Пилат отвечал: [Д] что я написал, то написал.

[Е]  Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: [Н] не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — [Е] да сбудется сказанное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». Так поступили воины.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: [Х] Жено! се, сын Твой. [Е] Потом говорит ученику: [Х] се, Матерь твоя! [Е] И с этого времени ученик сей взял Её к себе.

Смерть Иисуса Христа

После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: [Х] жажду. [Е] Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: [Х] совершилось! [Е] И, преклонив главу, предал дух.

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили».

Погребение Иисуса Христа

После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Великая пятница – это день, когда мы особым образом вспоминаем Крестные страдания Иисуса Христа. Его смерть на Кресте, то, как Он нес Крест, как Он был погребен, как душа Его сошла в ад. И еще должны вспоминать слова Иисуса Христа, которые Он говорил Своим ученикам до этого: «Кто хочет быть Моим учеником, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8, 34). И то, к чему мы призваны, то, что должно быть, то, что некоторым образом всегда есть в нашей жизни – это то, что со Христом мы страдаем, во Христе мы страдаем. Мы знаем, что Крест Иисуса Христа несет нам освобождение, свободу, новую жизнь, спасение. Но также можем сказать, что крест сам по себе уже есть освобождение, начало новой жизни, начало спасения.
В таинстве крещения, которое мы будем завтра совершать над новыми будущими чадами, мы уже умираем с Христом, чтобы начать новую жизнь. Умираем для мира, чтобы жить для Неба, умираем для греха, чтобы жить для Бога. Но также можем сказать, что крещение – только начало этого умирания, оно есть: смерть со Христом и воскресение, но как задача, которая нам дается. В крещении мы получаем задание, которое должны реализовывать всю нашу жизнь. Это задание – крест. Задание, которое мы должны исполнять всю жизнь, чтобы во всей полноте вкусить плоды креста.

Какие это плоды? Свобода от греха, контроль над страстями, свобода от привязанностей к этому миру, к этой жизни, свобода для того, чтобы любить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумом, всеми силами. Так часто это у нас не получается из-за того, что нас всегда отвлекает что-то земное: в нас самих либо вне нас, что уводит нас от Бога, делает нас несвободными.

Нести крест – это значит умирать. Умирать для лени, умирать для любви к себе самому, к желанию комфорта, умирать к желанию признания, признательности со стороны других, умирать для желания утешения, к тому, чтобы нас пожалели, к привязанности к чувственным радостям, радостям от вещей мира сего – для всего этого умирать. Умирать для всего того, что удерживает нас в рабстве, в несвободе, удерживает как оковы, как цепи. Оковы мягкие, ласковые, пушистые, но оковы, не дающие идти к Богу, не дающие исполнять добро, которое лучше всего нам подходит, добро, которым является воля Бога. Оковы, которые не дают исполнить волю любящего нас Бога. А кажутся они такими приятными.

Сегодня мы смотрим на Лик Христа, на лицо Христа, несущего Крест, и нам хочется Ему помочь, облегчить Его страдания, помочь нести Крест. Мы могли бы сказать Иисусу Христу: «Не надо страдать. Не страдай. Откажись от этого». Это значило бы попросить Его: «Не освобождай нас, не спасай нас». «Сойди с Креста» – эти слова говорили враги Христа. Другими словами они говорили: «Выбери оковы этого мира, выбери радости мира сего».

Это напоминает нам о ропоте иудеев в пустыне после исхода. Иудеев, которые желали вернуться обратно в Египет, в рабство, потому что там были сыты, а в пустыне страдали. Мы не должны желать Христу, чтобы Он не страдал. Потому, что Он Сам хочет этого. В этом Его страдании заключается наше освобождение.

Что же нужно пожелать, чего хотеть, когда мы смотрим на Лик Иисуса Христа, несущего Крест? Помочь Христу нести Крест. Вот чего мы должны хотеть. Симон Киринеянин помогает Христу нести Крест. Христос несет Крест, чтобы спасти меня. Помогу Ему меня спасти. Окажу помощь: меня спасают, помогу спасти меня самого. У нас часто возникает искушение (как по-русски можно сказать): «без труда вынуть рыбку», без креста быть христианами, обрести спасение не страдая, ни в чем себе не отказывая. Можно это образно изобразить так: ехать верхом на кресте, который несет Христос. Христос несет Крест, чтобы меня спасти, а я проедусь на Нем и получу все. Да не просто ехать верхом на кресте, а упираться ногами в землю, не позволяя Христу донести Крест. Упираемся в землю ногами, понимая, что дорога идет на Голгофу, а там – смерть.

Мы зачастую не помогаем Христу нас спасать, а препятствуем Ему, цепляемся за вещи мира сего, за радости, любовь к себе, не говоря уже о тяжких грехах. Что же нам делать? Подставить плечо под Крест Христов. Поможем Ему спасти нас. А Крест тяжел . И вновь и вновь обретать эту смелость нести крест, потому что, как только чувствуем тяжесть, хотим сразу отступить: «мне тяжело, не хочу». И нужна смелость, чтобы снова взять крест. Чтобы обрести эту смелость, будем заглядывать в любящий и страждущий Лик Иисуса Христа, несущего этот Крест.

Когда Христос приходит на Голгофу, с Него снимают одежду. Одежда, пропитанная кровью, прилипла к Его израненному телу. Христу, когда с Него снимали с кожей практически, было очень болезненно лишаться этой одежды. В некотором смысле с нами тоже это происходит. Христос снимает с нас одежду, снимает то, что мешает нам присоединиться к Нему на Кресте: наши привязанности, порочные привычки. Они прилипли к нашей душе, как одежда к телу Спасителя. Наши привычки с нашей душой стали практически одним целым, и отдирать их – это отдирать часть себя, это трудно, больно. Но лучше сделать так. Лучше и необходимо для нашего спасения.

Христа распинают на Кресте. Он Сам об этом говорил: «Когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12,32). И мы видим, что на Кресте Христос распростирает Свои объятия. Он ждет нас, Он привлекает к Себе, зовет нас. И мы тоже распрострем свои собственные объятия на наших крестах, на кресте, данном нам. Распрострем свои объятия, чтобы соединиться со Христом на Кресте. Со Христом – так сильно любящим нас Богом.

 

о.Андрей Старцев

Послушать аудио проповеди о.Андрея Старцева можно по ссылке Проповедь 19.04.2019