Вот мы и начали время Великого поста. Великий пост, который продолжается 40 дней. 40 дней, которые напоминают нам с одной стороны о сорока днях, которые постился Иисус Христос в пустыне и, с другой стороны, – о сорока годах, которые провел в пустыне израильский народ. То есть, особое время, время пустыни. Почему пустыни? Пустыня – это место, где ничто не отвлекает, где умолкает суета, и в некотором смысле эти 40 дней Великого поста должны стать для нас пустыней. То есть, временем тишины, сосредоточения, когда мы можем предстоять перед Богом, и ничто нас не будет отвлекать. Время Великого поста – это время, когда мы испытываем свою совесть на предмет грехов, которые мы совершаем, пороков, которые у нас есть, искушений, которые у нас есть, с тем, чтобы бороться с ними.

И Евангелие, которое мы сегодня читали, повествует о том, что Сам Христос в течение 40 дней в пустыне был искушаем сатаною, а в конце были особые искушения. И эти три особых искушения могут напомнить нам о том, или помочь нам понять, как сатана искушает и нас. То есть, каковы его искушения. В суете мирской, то есть, когда все вокруг движется, много новостей, много забот, мы часто можем просто не замечать искушения сатаны. Можем не замечать их и поддаваться на них, то есть, падать в них. Время Великого поста – это время, когда мы можем остановиться, когда мы призваны остановиться и подумать: «где сатана меня искушает?» Поэтому вкратце – три искушения Иисуса Христа.

Первое – голод. Он после сорока дней поста, строгого поста, когда ничего не ел, взалкал, то есть почувствовал очень сильный голод, и сатана сказал Ему: «вот, если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Что мы можем здесь увидеть? Что голод становится господином, или желание напитать себя, желание какого-то материального насыщения может стать руководящим в жизни человека, чтобы начинать как-то командовать, пытаться командовать, в том числе и Богом. Для того, чтобы первые, основные наши потребности были исполнены. То есть по-другому можно сказать, что мы можем поставить наши первичные потребности: питание, работа, какое-то минимальное благосостояние – то есть, чтобы было, где жить, чтобы была квартира, чтобы оплатить коммунальные услуги – как нечто такое, от чего нужно отталкиваться. Сначала нужно исполнить их, а потом я буду думать обо всем остальном: о церкви, о молитве, о Боге, о своих грехах, об искушениях и так далее. Все это будет потом, главное, чтобы не голодать – скажем так. На что Христос отвечает: «Не хлебом единым жив человек, не одним только хлебом живет человек, но Словом Божьим». То есть, главное – это Бог. И одно из искушений, из видов искушений, разряда искушений, в котором много разных вещей может присутствовать – это ставить материальные нужды, серьезные на самом деле, без которых жизнь становится уже выживанием, на первое место.

Второе искушение – власть. Показал в одно мгновение все красоты Вселенной, все царства Вселенной, все прекрасное. Можем себе только представить, насколько великолепно было видение, которое сатана устроил Иисусу Христу. И говорит: «Вот, хочешь, возьми это, только поклонись мне». Нам, наверное, сатана в таком виде никогда это не представляет, потому что не говорит: «Поклонись мне, и я дам тебе что-то». Но на самом деле, это часто происходит: желание какой-то власти, успеха, которого мы хотим достичь в материальном мире. И это уже не самые базовые вещи, как голод, а нечто большее, что превосходит нас, чего мы можем достичь, стремиться к большему – это тоже может стать для нас искушением. В том смысле, что мы начинаем уделять земному успеху, успеху среди людей больше внимания, чем Богу. А значит, ставим на первое место то, что не должно там быть. Первое место для Бога. И уже само по себе стремиться к мирским вещам с такой силой, ставя их на первое место – это уже отодвинуть Бога, это уже поклониться, в некотором смысле, сатане, это сопротивляться Богу, противиться Богу. А сатана есть богопротивник. То есть, уже само по себе это является борьбой с Богом, что бывает у нас, когда мы упираемся в наших стремлениях, когда мы что-то решаем, когда мы хотим добиваться каких-то целей, которые перед собою ставим, целей мирских, целей посюсторонних, то есть этого мира.

Третья вещь. Человек может второе искушение, как и Христос, отвергнуть – «Богу твоему одному служи». И искушение, которое приходит – это третье искушение, оно, можем сказать, собственное для верующих людей. Говорит: «Ну, тогда на Бога Твоего надейся. Бросься с крыла храма» – то есть с высоты – «Бог тебя спасет. Ангелы Тебя на руках понесут. Ты не умрешь, не погибнешь, не искалечишься». И это уже чрезмерное упование на Бога, можем так сказать. Уповать на Бога надо, но, когда мы все вещи перекладываем на Бога: «Бог за меня все сделает. Мне ничего не надо делать. Я могу жить, как хочу, могу предаваться каким угодно грехам в том числе. Бог меня любит, Бог меня спасет» – это искушение. То есть это чрезмерное упование, неблагоразумное упование на Бога в том смысле, что мы всю ответственность перекладываем на Него. Но как говорил святой Августин: «Бог, который создал тебя без тебя, не может спасти тебя без тебя». То есть, Бог нас сотворил, а наше участие в этом не требовалось: Он нас создал без нас. Но спасти меня без того, чтобы я Ему в этом помог, чтобы я в этом участвовал? То есть, я тоже должен помочь Богу меня спасти. Если Бог мне, тонущему, бросает веревку, то я хотя бы должен за нее взяться. Поэтому третье искушение – такая духовная лень, такой неоправданный риск, который мы берем на себя, когда не хотим со своей стороны ничего делать ради нашего спасения.

Поэтому вот три примера того, какие искушения могут у нас быть, какие грехи могут быть у нас, на которые мы можем поддаваться, с тем, чтобы посмотреть на нашу собственную жизнь, размыслив в этой пустыне сорока дней, пустыне Великого Поста, чтобы больше себя понять, и чтобы нам иметь возможность бороться с этими искушениями, отвергая их, как отверг их Иисус Христос.

Попросим Иисуса Христа, Который разделил с нами и искушения, то есть тоже был искушаем, о помощи, чтобы Он не позволял нам впадать в эти искушения, всегда давал свою помощь, помогал нам с искушениями бороться.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 10.03.2019