«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4, 18 ср Ис 61, 1). Освобождение, прозрение – это слова пророчества книги Исайи, которые прочел в синагоге Иисус Христос. Слова, о которых Он сказал, что ныне исполнилось то, что написано. Исполнилось в нем. Это о Христе написано, что Он пришел «проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение».

Но что же это за свобода, что же это за прозрение? О какой свободе говорит пророчество, и о какой свободе говорит Сам Христос? Явно, что не о политической свободе. Ведь на самом деле иудеи такого мессию и ожидали: тот, кто принесет им освобождение от тех, кто их захватил. Но Христос этого не делал. Не о физической слепоте говорит Иисус Христос, потому что, хотя Он и исцелял слепых, но не исцелил всех слепых, и до сих пор существуют люди, которые утрачивают зрение, либо которые рождаются слепыми. Этого Христос не отменил на все 100%. Если говорить о том, как эти слова говорят – «проповедовать пленным освобождение», если думать об этом в политическом плане, то означало бы – призывать пленных к революции, к восстанию. А если так же воспринимать слова «проповедовать слепым прозрение»? То есть, человеку физически слепому проповедовать прозрение – это смахивает на жестокую шутку. Тогда, что же это за свобода и прозрение?

Когда люди говорят о свободе, то зачастую понимают только один ее аспект – свобода от принуждения или, говоря философски, – «свобода от…», от чего-либо. Потому что есть вещи, которые лишают нас такой свободы. Какое-либо принуждение, оковы (например, тюрьма), лишают человека свободы передвижения, жизни, где бы он хотел, свободы занятия. Свободы совершать преступления тюрьма тоже лишает. То есть это физическое принуждение ограничения. Свобода может быть от физического принуждения или от психологического давления, потому что человека можно принуждать физически либо заставлять его психологически. Как, некоторым образом, это было, например, во времена Советского Союза, когда не было возможности, например, говорить о вере. Это было не только юридически, запрещалось не только так, но и психологически, потому что все общество настраивалось против религии.

Свобода от… И в таком смысле, то есть в смысле материальном и психологическом, и, наверное, социальном – лучше так сказать, Иисус Христос никого не освободил. Потому что рабство, например, существовало до Иисуса Христа, было при Иисусе Христе и продолжило свое существование после. И другие виды рабства существуют и до сих пор. В некоторых странах больше, в некоторых – меньше, но тем не менее. Если бы Он освобождал в этом смысле, то должен был возглавить всемирную революцию против рабства за свободу. Но Он этого не сделал. Почему Он этого не сделал? Наверное, потому, что это не самое важное.

Можно даже жить в обществе, где нет никаких ограничений, где все разрешено, и при этом быть несвободным. Рабство может быть физическим, но может и духовным. И такое рабство везде распространено. Духовное рабство, мы понимаем как верующие, – это рабство греха, рабство страстей, рабство порока. Человек может осознать, что его страсти заставляют делать то, за что ему потом бывает стыдно, о чем он потом сожалеет. В порыве гнева он обидел близких, потом ему за это стыдно. И он понимает, что он вспыльчивый, есть в нем эта страсть, возникают в нем эмоции, которые заставляют его поступать несвободно, не так, как он хотел бы поступить.

То же самое бывает с другими страстями: кто-то склонен к тому, чтобы много есть и ему нравится есть, и хотя он понимает, что это вредит его здоровью, понимает, что пора бы как-то ограничить себя, но тем не менее эта его склонность к обжорству постоянно влечет к тому, чтобы вредить самому себе. Он понимает, что это неправильно, что так не надо, что ему от этого плохо, но страсть держит его в узах рабства, из которого не получается освободиться.

То есть, человек может оказаться в духовном рабстве: в рабстве у гнева, в рабстве у похоти, в рабстве гордыни, в рабстве осуждения. (Мы вчера в нашем киноклубе смотрели фильм про осуждение, но и много чего там тоже было – «12 разгневанных мужчин»). И человек может даже не замечать, что он живет рабом, то есть, что он несвободен. И когда мы говорим о духовном рабстве, то в этом смысле Христос освобождает от рабства.

Как Он освобождает? Освобождает Своею благодатью, Своею помощью. Благодатью и помощью, которые стали возможными благодаря Жертве, принесенной Им на Кресте. И Он помогает нам, когда мы приходим к Нему. Приходим к Нему в Таинстве Исповеди – и наши грехи нам прощаются. И в Таинстве Исповеди дается особая благодать для того, чтобы не впасть в грех снова, и мы понимаем, ощущаем даже, что после исповеди берутся новые силы, и мы готовы бороться дальше. Может быть ненадолго нам этих сил хватит, но тем не менее. Христос дает нам помощь, чтобы вырваться из рабства греху.

Это один аспект свободы – «свобода от…». Но есть второй аспект свободы, это «свобода для…». Потому что важно не то, что тебя никто не принуждает (тебя могут не принуждать), но – ты свободен, по-настоящему свободен? Свободный человек- это тот, кто живет, управляет своей жизнью, кто ставит перед собою цели и достигает их. Кто ставит и обнаруживает цель собственной жизни и может направить свою жизнь к этой единственной цели. «Свобода для…» – и это главный аспект свободы.

Свобода для того, чтобы определять цели в своей жизни и достигать их, предполагает и ответственность за свою жизнь. Но у кого может быть такая свобода? Только у того, кто видит цель. Не может быть такой свободы у слепого человека. Нельзя сказать физически слепому: «Решай, куда тебе идти. Куда хочешь, туда и иди». Человек не знает, куда идти. Он может только на ощупь более или менее разобраться с тем, что вокруг него. Но куда направить свой дальний путь – не знает.

Так и человек не свободен, если не знает цели своей жизни. Не знает, куда идти. Поэтому Христос говорит: «проповедовать слепым прозрение». Какое это прозрение? Прозрение, которое открывает нам смысл нашей жизни, открывает смысл всего существующего, всего мира, всей истории, смысл нас самих. В чем заключается наше собственное достоинство, достоинство детей Божьих, призванных разделить с Богом Его жизнь и войти в Его радость Жизни Вечной. Когда мы знаем цель жизни, это делает нас по-настоящему свободными. И Кто это просвещает, Кто делает, что мы прозреваем? Это Христос, Который сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6).

Однако, несмотря на все это, мы все еще можем закрыть наши прозревшие глаза и снова стать слепыми, то есть, забыть о том, в чем смысл нашей жизни, забыть о Боге в наших повседневных делах. И снова стать слепыми. Еще есть опасность вернуться в рабство, из которого Христос нас освобождает, если вновь перестать бороться и соглашаться жить под грехом, во грехе, по нашим прихотям, по нашим страстям и нашим порокам.

Поэтому сегодня еще раз смотря на Христа, Который пришел даровать нам свободу и просветить нас, просим о помощи, чтобы не скатываться нам в бездну, из которой Он нас выводит, чтобы не утрачивать то достоинство, которым Он нас наделил – достоинство детей Божьих, к которому Христос нас призывает.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 27.01.2019