Водонос в Кане Галилейской

Закончилось Рождественское время. Церковь уже выглядит, как обычно, нам, может быть, немножко грустно от этого, потому что праздники закончились. Возвращаемся к обычному времени – то, что литургически называется Рядовое время. Но рядовое время тоже важно. В серьезные моменты, когда мы что-то празднуем или готовимся к этим к праздникам, как например, Адвент, Рождество, Великий Пост, Пасха – мы особым образом стремимся размышлять о конкретном: о Пришествии Иисуса Христа, о том, как Он грядет, о Рождестве Его, либо во время Великого Поста особым образом размышляем о своих грехах, значит смиряемся перед Богом, каемся, осознавая необходимость Его искупления. И потом празднуем само это Искупление: Пасхальное Триденствие и Пасхальное время, размышляем о том, что сделал Бог, чтобы нас спасти, и обычное время, рядовое – тоже очень важно. Потому что в это время мы изучаем все остальное, что совершил Иисус Христос при Своей земной жизни. То есть Евангелия, которые мы читаем, касаются жизни, пребывания Иисуса Христа на земле – того, что Он делал и чему учил.

Почему мы это делаем? Чтобы лучше узнать Его, чтобы лучше познать Его. А лучше познавать, чтобы больше любить Его. Тем более, что любые поступки, любые события из жизни Иисуса Христа – это не просто поступки обычного человека, которые совершаются больше из пользы или из необходимости. За каждым поступком Иисуса Христа скрывается нечто духовное или то, что превосходит обычное земное понимание: то, что мы видим, или что конкретно, буквально описывает Евангелие. И поэтому таким же взором мы смотрим на Евангелие сегодня, на то, что оно описывает, на это событие – брак и чудо в Кане Галилейской. Потому что, узнавая эти события, рассматривая их или размышляя над ними, мы больше познаем, что делает Христос, почему Он это делает, зачем Он это делает. Даже такие вещи, которые нам кажутся не столь важными, составляют то, что называется «Тайны жизни Иисуса Христа».

Что такое Тайны жизни Иисуса Христа? Это события: то, что Он делал, то, что происходило в Его жизни. Почему они Тайны? Потому что, как в Таинстве за видимыми знаками скрывается невидимая реальность, так и в Тайнах жизни Иисуса Христа за видимыми поступками Его скрывается невидимое, то есть что-то еще большее, что говорит о любви Божьей к нам, о Его замысле, замысле нашего спасения.

Итак, брак в Кане Галилейской. Само это событие – это брак, свадьба, праздник, который устроили по этому случаю и на который были приглашены в том числе Иисус Христос и ученики Его. О Марии же не говорится, что она была приглашена, говорится, что она была уже там, так что можно предположить, что она являлась одним из организаторов этого праздника и, скорее всего, дело касалось кого-то из знакомых или из родственников. Браки в таком случае на Востоке праздновались в течение недели. Это была целая неделя праздника, во время которой всегда могли прийти еще гости. И наступил момент, когда кончилось вино. Может быть, когда там был Иисус Христос с учениками, подошли еще гости, тогда оказалось, что вина не хватает и Дева Мария обратилась к Иисусу Христу. Это первый момент, когда мы видим, что от Иисуса Христа просят чуда.

До этого момента Иисус Христос еще не совершает чудес таким образом. То есть чудеса происходят, но, чтобы к Нему обратились, и Он совершил чудо – еще нет. Это произошло на третий день после Его Крещения, после знакомства с Его первыми учениками, с первыми апостолами, то есть, это прошло совсем немного времени с начала публичной деятельности Иисуса Христа. Поэтому Дева Мария обращается к Иисусу Христу и говорит: «Вот, вина нет у них». Косвенно намекает, что надо что-то сделать, и что Он может сделать чудо. Она знает, что Иисус может что-то изменить. При этом Иисус Христос публично еще ничего не совершал, но Богородица откуда-то это знает. Значит те скрытые годы, о которых умалчивает Евангелие, были достаточными, чтобы Дева Мария хорошо узнала своего Сына. И не только, что Он может творить чудеса, но и зачем пришел. Потому что Иисус Христос отвечает Ей: «что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой» (Ин 2, 4).

Если бы мы ничего не знали, то эти слова были бы полной загадкой, но Иисус Христос знает, о чем говорит, и Дева Мария понимает, о чем Он говорит. О каком часе говорит Иисус Христос? Мы знаем один час, о котором Он говорит постоянно, в разных местах Евангелия находим этот час Его прославления, то есть час Его Страстей, час Жертвы Христовой. Еще не пришел час кульминации Его жизни – «ещё не пришёл час Мой». Но тем не менее слова Евангелия здесь кратки, и понятно, гораздо больше было сказано между Иисусом Христом и Марией, потому что Дева Мария говорит служащим: «Делайте, что Он вам скажет». То есть Иисус Христос всё-таки совершил чудо. В предыдущих Его словах кажется, что Он отказывается. И не видно, чтобы Дева Мария Его уговаривала. Значит это чудо тоже неким образом связано с тем, о чем Христос говорил: ещё не пришёл час Мой, но он уже приближается. И брак в Кане Галилейской являет этому свидетельство – то чудо, которое Он совершил.

Иисус Христос превращает воду в вино. Воду налили в шесть каменных водоносов, которые использовались по обыкновению иудеями для ритуальных омовений, что является символом очищения не только телесного, но и говорящего об очищении души. То есть о том очищении от греха, которое Христос совершит на Кресте и которое мы будем получать в крещении. Вода, которая превращается в вино, напоминает нам другое превращение вина, которое превращается в Кровь – то, что совершил Христос на Тайной Вечере, когда тоже был праздник – пасхальный, и это было накануне Его страстей, то есть, час Его уже наступил. Это то, что мы празднуем в Великий Четверг.

То есть это чудо в Кане Галилейской уже предвещает установление Евхаристии и Жертвы Христовой. Праздник супружества, с одной стороны, указывает на ту радость, которую Христос хочет поддержать, потому, что вина не хватало. (А вино – это символ радости, и физически то, что оно часто производит – это радость, иногда даже избыточную.) Иисус Христос добавляет вина, то есть, увеличивает эту радость, причем шесть каменных водоносов – количество воды, которая стала вином, это очень много. При том, что распорядитель пира говорит, что празднуют уже давно, и вина выпито уже много. Тем не менее радость, которую приумножает Иисус Христос, символизирует ту радость, которая ожидает нас на Небесах, благодаря этому часу Христову, благодаря Его Жертве на Кресте. Ту радость, которая уготована нам уже в Вечной жизни – праздник, радость Небесная, пиршество Небесное.

Кроме того, этот праздник в честь брака. Брак – супружеский союз, который был заключен в Кане, указывает на невидимую духовную реальность, которая достигается благодаря Страстям Христовым. А это реальность брака – то есть супружеского сочетания христианина со Христом, тот союз, который совершается между верующей душой и Самим Христом – это единство, которое Христос благословляет, также благословляя Своим присутствием и этим чудом тот брак, который описывает Евангелие.

Поэтому брак со Христом – это образ жизни христианина в единении со Христом. Как супруги живут и соединяют свои жизни друг с другом навсегда, так и душа, уверовавшая во Христа и ставшая частью Его Тела – Церкви, навсегда соединяет себя со Христом, как в брачном союзе, и теперь живут они вместе. Поэтому видим, что за внешними вещами, за теми событиями, которые происходят в жизни Христовой, стоит очень много: Его любовь, замысел Божий о нашем спасении. Так много, что мы можем размышлять, извлекать из этого пользу. Можем все больше узнавать Христа, чтобы более любить Его, лучше следовать Ему и исполнять то, что Он заповедал. Поэтому сегодня попросим благодати этого рядового времени, чтобы лучше познать Христа и больше любить Его.

 

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 20.01.2019