Сегодня мы празднуем Крещение Господне, то есть Крещение Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Крестителя. В этот день, обычно, Папа Римский в Ватикане совершает крещение младенцев.
Крещение. Что оно собой знаменует? Мы знаем, что это первое таинство, через которое человек входит в Церковь. Но когда человек приступает к крещению – либо младенец, либо взрослый, есть диалог между священником и тем, кто хочет креститься. И важный вопрос, который задается в начале, – «Чего ты просишь у Церкви?» И главный ответ, который нужно дать, – «веры». То есть крещение неразрывно связано с верой. Таким образом, если взрослый человек принимает крещение, но верующим не является, то крещение не будет действительным. Когда крестят младенца, то вместо его веры есть вера Церкви, вера родителей и крестных, которые обязываются потом воспитать младенца в вере.
Вера, о которой мы можем много говорить, – это уверенность в вещах невидимых и грядущих. Она дается человеку свыше, Бог ее дает. Но только эта вера не дается в совершенстве, в полноте. Можем сказать, что вначале вера дается в зародыше и требует роста, развития. Вера каждого христианина может развиваться. И даже не просто может, а обязана расти и развиваться. И тогда мы в этот день, в праздник Крещения Господня, в праздник, можем сказать, нашего крещения, должны задать себе вопрос: «А каковы плоды этого крещения? Моя вера, которую я получил от Бога через Церковь во время катехизации, как меня учили (кого-то в детстве, кого-то уже во взрослой жизни), она растет, она развивается?»
Так сложно сказать. Но хорошо, чтобы точнее задавать себе вопросы, открыть Катехизис Католической Церкви. И по содержанию видим, что он разделен на четыре части, как бы четыре основные темы, и можем более точно себя спросить. Какие это четыре части Катехизиса? Надеюсь, все прочитали полный Катехизис Католической Церкви. Если кто не прочитал, то ответ на вопрос: «Развивается ли моя вера? Что я делаю для того, чтобы моя вера развивалась?» уже на поверхности – надо взять Катехизис и прочесть. Есть бумажный вариант, есть электронный вариант – все доступно.
Итак, четыре раздела. Первый – это «Символ веры» («Исповедание веры»), то есть, во что мы верим, больше говоря именно о Боге, о Пресвятой Троице и особым образом об Иисусе Христе и о тайнах жизни Иисуса Христа: что Он делал и что за Его поступками стоит. То есть Символ веры – насколько я его понимаю? Ведь его понимание невозможно исчерпать, то, что за ним скрывается, – это Сам Господь, Пресвятая Троица, в понимании Которой, в вере в Которую можно расти бесконечно. Но расту ли я?
«Таинства» – это второй раздел. Таинства Церкви: Евхаристия, Исповедь – прежде всего, но и другие тоже. Третий раздел – это «Нравственность» («Жизнь в вере»), то есть жизнь во Христе, поступки. Что является грехом, что является благом. Что является добродетелью, что является пороком. Насколько я в этом разбираюсь? И в этом нужно разбираться, особенно для того, чтобы, например, достойным образом и с пользой приступать к таинству Исповеди. «Молитва» – четвертый раздел. Какие виды молитвы существуют, как молиться, что важно в молитве?
Вот эти четыре раздела Катехизиса Католической Церкви. Тогда сегодня мы можем себе задать вопрос: насколько возросла моя вера? Что я сделал для ее возрастания? Я вообще что-то предпринимал для того, чтобы моя вера выросла, или ничего не делал? Что произошло в моей жизни, например, за последний год? Что я сделал для того, чтобы больше понимать эти Тайны, в которые Церковь верит и в которые верю я? Глубже ли я стал верить? Что я сделал для того, чтобы лучше познать Тайны жизни Христовой? Хотя бы прочитал этот первый раздел Катехизиса? Он все кратко излагает, хоть книга и большая, но она является очень сжатым изложением всей веры Церкви. Что я сделал, чтобы лучше познать Тайны жизни Христовой? Или Тайны замысла Божия о спасении людей и о моем личном спасении? Читаю ли я Священное Писание? Или творения святых? Бывает ли для меня новостью, когда говорят: «Вот Иисус Христос совершил это чудо» – «Да, Он его совершал действительно?» То есть могут возникать и такие вопросы, значит, знаю ли я Христа, то, что Он делал, знаю ли я Евангелие?
Вторая часть «Таинства Церкви». Лучше ли я участвую в Таинствах Церкви, чем раньше? И прежде всего, в Евхаристии, в Святой Мессе, и в таинстве Исповеди? Внимательнее ли я в них участвую, понимаю ли я, осознаю ли, когда присутствую на Мессе, что происходит? Молюсь ли я во время совершения Литургии? Не пропускаю ли воскресную Литургию? И – часто ли я исповедуюсь? (Напоминаю, отец Габриэль исповедует. Кто давно не исповедовался, можно воспользоваться возможностью). Таинства. Прежде всего Евхаристия, Святая Месса, и Исповедь.
Третий раздел Катехизиса «Нравственность» («Жизнь в вере»). Вообще – я разбираюсь, что является грехом, что не является? Какие бывают грехи, то есть не случается ли так, что я на самом деле совершаю грехи и как-то не совсем понимаю, что я делаю, каковы мои проблемы и чем я оскорбляю Бога? И что нужно на самом деле очень много сделать и с чего-то уже начинать, чтобы жить так, как угодно Христу? Чтобы угождать Ему, чтобы Христу было радостно видеть, сколько я прикладываю усилий, чтобы сделать Ему приятное, чтобы жизнь моя была согласна Его замыслу? Борюсь ли я со своими пороками? Вообще, знаю ли я, какие у меня пороки? Это тоже нужно выяснить. Не закрываю ли я глаза на свою собственную жизнь, чтобы не мучиться угрызениями совести? Вскрываю ли я те гнойные раны, которые есть в моей душе и которыми являются мои грехи? Прошу ли совета для того, чтобы узнать, как лучше, больше исполнять Божью волю? То есть советуюсь ли с людьми, которые больше знают, либо с духовной литературой, которая тоже на эту тему много открывает? Нравственность – то есть, наши поступки, наши грехи и наши добродетели.
И четвертый раздел «Молитва». Молюсь ли я каждый день? Прикладываю ли усилия, чтобы моя молитва стала более внимательной, чтобы была временем особенной встречи с Иисусом Христом, встречей с Богом, местом беседы с Ним? Насколько моя молитва улучшилась за последний год? Стала лучше или стала хуже? Размышляю ли я над строками Священного Писания, над строками святых, чтобы лучше молиться? Потому что часто святые открывают больше, чем то, что мы сами способны понять, читая Священное Писание. И это помогает нам больше познать Бога (первая часть – «Символ веры»), а поэтому и лучше молиться, потому что мы больше понимаем, к Кому обращаемся и перед Кем предстоим.
Мы несем ответственность за себя самих, за свою собственную жизнь и за свое спасение. Не нужно ее перекладывать на чьи-либо другие плечи. Спасется наша душа или нет – от нас зависит. Да, Бог ее спасает, но без нас Он не сможет спасти нас, как говорит Святой Августин: «Праведник верою жив будет». То есть праведник живет верою, возрастает в вере, и забота о своей вере – это очень важная вещь, особенно потому, что веру, в конце концов, можно и потерять. Веру дает нам Бог, но мы эту веру можем потерять, как можем потерять любую вещь, которую получили от других. А тем более, живя в этом мире, который не движим, не вдохновляется верою Христовой, верою, которую мы получили от Церкви, верою Церкви. Живя в мире, который наоборот предлагает другие приоритеты, другие ценности и стремление к другим благам, очень часто являющимся благами греховными, очень просто потерять веру. Поэтому вопрос: «Что изменилось? Моя вера стала крепче, стала сильнее, или наоборот, я ее теряю?» – это важный вопрос, на который нужно поискать ответ.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 13.01.2019