Сегодня мы вспоминаем это событие, которое произошло в жизни Иисуса Христа и тех людей, которые были с Ним, то есть Девы Марии, Святого Иосифа. Вспоминаем, что волхвы с Востока ищут Христа, вернее они ищут Царя, следуя за звездой, по которой они поняли, что новый Царь родился. Христос – это Царь, и они поклонились Ему, принесли дары. Они тем самым подчинились Ему, признали Его своим Царем. И мы тоже должны подчиниться Христу Царю.

А подчиняться Ему, признавать его своим Царем, значит исполнять Его волю. А что значит исполнять Его волю? Что значит слушаться Царя Христа? Можем сказать: «это значит исполнять заповеди», то есть не причинять зла другим, не злословить – не говорить плохо о других людях; не сплетничать, то есть, не передавать непонятную, негативную информацию о других людях; убегать от блуда, не только в плотском отношении, но также и в мыслях; не обманывать; молиться каждый день; то есть десять заповедей. Можем добавить, что нужно также исполнять заповеди церковные, потому что Христос основал Церковь и правит нами посредством Церкви и в Церкви. А заповеди церковные – это, например, ходить по воскресеньям на Мессу, исповедоваться. И это все правильно.

Однако исполнять заповеди относительно просто. Потому что к этому можно отнестись формально: есть список законов, которые я исполняю. И все. А когда мы видим, что какие-то заповеди исполняем, это может привести нас к гордыне, к самолюбию, к тщеславию, к упоению собой. Можем ли мы тогда сказать, что Христос – наш Царь, что мы пришли, что поклонились Ему, что признали Его Царем. Мы исполняем Его заповеди, но все ли это? Только ли таким формальным образом исполнять то, что Церковь говорит? То есть, можно относиться к этому как к законам человеческим. Исполняешь все – и ты добропорядочный гражданин или считаешь себя хорошим христианином, хорошим католиком. Что значит подчиняться, слушаться Христа Царя?

Подчиняться Царю, если мы Ему служим, как подчиняться начальнику по работе, особенно если быть с начальством близко, то хороший подчиненный не просто формально исполняет то, что начальник говорит, а угадывает настроение, желание начальника. Это означает быть чутким к его желаниям. Если мы признаем Христа своим Царем, то мы должны угадывать Его настроение, Его желания, быть чуткими к ним, смотреть на Него. И не просто думать, что делать, что не делать, но и как жить, как совершать наши поступки? Как жить, исполняя заповеди? Другими словами, учиться смирению и смиренной любви.

Обратимся еще раз к волхвам, которые шли с Востока. Что они ожидали увидеть? Царя. Пришли в Иерусалим, спрашивают: «Где царь?». Иерусалим – город, где царь живет. Они пришли туда и встретили царя Ирода. Но тем не менее, они ожидали увидеть родившегося Царя, значит, увидеть блеск славы, богатство, власть. А когда они дошли до того Царя, к Которому вела их звезда, то они наверняка удивились. Потому что не ожидали увидеть такого Царя, когда пришли к Богомладенцу, когда пришли ко Христу, лежащему в яслях, то есть в том, что является кормушкой для животных. Звезда их привела, они поклонились Ему. Все необычно, но тем не менее, они признали Его Царем, принесли свои дары. Признали Младенца Христа, признали Его главенство над собою, подчинились Ему.

Но что значит подчиниться такому Царю? Царю, Который беден, нищему Царю? Признать главенство нищего над собою. Подчиниться Царю, Который унижен, Который смиренен, Который милосерден. Подчиниться Царю, Который не просто унижен другими, но и сам унижает Себя перед ними. Признать главенство Такого над собою значит что-то делать и с самими собою, поступать, как Он поступает, стать подобными Ему. Если Он выбирает это для Себя: такую жизнь, такое детство – и всю Его жизнь не особенно много изменится. И если мы признаем Его главенство над собою, что Он – наш Царь, то нужно как-то и нам самим меняться, соответственно, быть похожими на Него, делать то, что Он делает.

Значит, стать бедными, нищими. В том смысле, что рваться не за земными благами, но прежде всего за благами Небесными, претерпевать унижения, не обижаясь, зная, что не в земном признании, не в признании других людей заключается радость. Не в том, что другие будут меня признавать, уважать. Поэтому Христос в Нагорной проповеди говорит: «Блаженны плачущие. Блаженны гонимые, когда будут вас гнать». Смиряя себя таким образом, смирять себя перед Царем Христом и перед людьми. Смиряться не только перед Богом, о Котором мы говорим: «Да, Бог на Небесах, Он велик, и я… Что я перед Ним?» Хотя и это не всегда получается, да и не у всех. Но смиряться также и перед другими людьми, потому что мой Царь Христос так делал. Он себя смирил перед людьми. Он смирил Себя и передо мною. То есть учиться у моего Царя этой бедности, необидчивости, смирению. Учиться милосердной любви, которую являет наш смиренный Царь – Богомладенец Христос.

Поэтому, следуя примеру волхвов, и мы приходим ко Христу, к Богу, Который ради нас смирился, ради нас пришел на землю, ради нас прожил бедную жизнь, претерпел страдания. Признаём Его и мы нашим Царем и исполняем Его волю как нашего Царя, а значит, уподобляемся Ему, стремимся быть, как Он, исполнять Его волю. Будем чуткими к Его воле, будем похожими на Него.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 06.01.2019