Братья и сестры, дорогие прихожане, гости прихода, сегодня мы празднуем Рождество Иисуса Христа! Праздник, называемый светлым, праздник, который обладает особой радостью. Радостью тихой, радостью смиренной, радостью созерцания Младенца Христа.

Евангелие, которое мы слышали сегодня, Евангелие от Луки, передает то, как происходило рождение Иисуса Христа, но очень кратко. Однако в нем есть некоторые примечательные слова: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его» (Лк 2,7). Мы знаем, Кто пришел в мир, мы знаем, что Сын Божий, Слово Божие, Второе Лицо Пресвятой Троицы воплотилось и после пребывания во чреве Девы Марии в течение девяти месяцев явило Себя миру. Но каким образом Сын Божий явил Себя миру?

Как-то необычно, так, что Его должны были спеленать. Дева Мария спеленала Бога, ибо Бог нагим пришел в этот мир. Пресвятая Дева Мария прикрыла наготу Бога, наготу и беспомощность Сына Божия. Когда мы говорим это слово – «Богомладенец», это звучит величественно, но все равно сочетает величие и некую слабость.

Если бы мы были язычниками, мы могли бы сказать: «Богомладенец – это новый бог, который родился от богов, который пока маленький, но вырастет и станет сильным», то есть младенец обретет силу, сейчас он слаб, потому что еще маленький, но потом вырастет и станет сильнее. Но мы не язычники, и происходит по-другому, ибо Бог уже силен и словно отказывается от своей силы. Бог величественен, но когда Он приходит, величие Его не видно, Он приходит Младенцем.

Величие Бога проявляется в Его смирении, величие Бога проявляется в Его самоуничижении, величие Бога проявляется в Его самоотречении. Величие Его любви проявляется в том, чем Он жертвует, от чего отказывается. В Рождестве мы видим только начало Его самоотречения. Это самоотречение достигнет полноты потом, на Кресте, когда Он будет распят.

На Кресте, который уже сейчас предугадывается в созерцании Божественного Младенца. Потому что Он пришел и Он уже беззащитен, уже готов на поругание, готов на смерть. И мы знаем, зачем Он пришел, и Он знает, зачем Он пришел. Он уже отрекается от Себя Самого. Возрастание Младенца таким образом во Христе проявляется не в том, что Он становится сильнее, а в том, что возрастает Его самоотречение. Он все больше отказывает Себе Самому. В большей наготе и беспомощности Он будет все больше беспомощен, все более наг, будет все более отрекаться от Себя вплоть до крика на Кресте: «Боже Мой, почему Ты Меня оставил?»

Бог пришел в наготе, в беспомощности. Бог-Сын пришел, отрекаясь от себя. Это по-гречески называется словом «κένωσις – кенозис» – самоуничижение. С другой стороны, мы знаем, что Бог желает нам блага. Бог хочет, чтобы мы были хорошими, чтобы мы были великими, хочет, чтобы мы обрели достоинство детей Божьих, то есть чтобы мы были похожими на Его Сына, подобными Иисусу Христу. Бог-Отец хочет, чтобы наше величие возрастало, чтобы возрастала наша любовь. Но наша любовь к Нему возрастает в той мере, в которой мы перестаем любить вещи мира сего ради того, чтобы любить Его, Бога. Она возрастает в той мере, в которой мы обнажаемся от вещей мира сего, отказываемся от них, жертвуем ими, отказываемся от любви к этим вещам, чтобы обрести способность больше любить Бога.

Больше уповать на Него одного, а не на вещи этого мира, доверять Ему одному, а не возлагать наше доверие на этот мир. Полагаться на Него одного, а не на вещи мира сего. И наше величие растет в той мере, в которой мы становимся ближе к Нему и дальше от рабства, в котором мы находимся у мира сего. Значит, наше величие возрастает в той мере, в которой мы освобождаемся от этого мира, отказываемся, отрекаемся, обнажаемся от вещей мира сего.

Однако нам очень сложно отказываться, нам больно жертвовать собою, мы не хотим ни с чем расставаться, и этим затрудняется наш рост, рост нашей любви к Богу, рост нашего величия. Поэтому Бог, видя, что нам это сложно: сложно расти, сложно любить, сложно становиться все более великими, потому что мы не хотим ни от чего отказываться из этого мира, помогает нам. Бог помогает нам отказываться от вещей мира сего, когда забирает их у нас. Забирает то, к чему, мы привязаны, то, что мы любим в этом мире, то, что привязывает нас к этому миру. Он таким образом обнажает нас, делая по образу Сына Своего – Иисуса Христа-Младенца, Младенца нагого.

Бог делает нас беспомощными, нуждающимися, осознающими собственное бессилие, собственную слабость, зависимость во всем от Господа. Бог делает нас младенцами, дабы мы уподобились Его Сыну, дабы мы не стремились к вещам, радостям мира сего, но стремились только к Нему, Его только любили.

В этот светлый праздник обратим наш взор на Богомладенца, на Христа, постараемся рассмотреть в нем тот идеал, к которому Бог нас и ведет, к которому Он нас призывает и к которому мы сами должны стремиться.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 24.12.2108