«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию».

(Исаия 60,1-3)

 

Возлюбленные братья и сестры!

Свое Рождественское послание я возглавил радостным призывом Исайи, в пророческих словах которого мы услышим в своих сердцах обращение к нам, подготовившимся к празднованию пришествия в мир Спасителя: «Восстань! Светись! Воссияй!» Примерно через 800 лет после пророчества Исайи, Апостол Иоанн подхватит его слова и поставит их в начало своего Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Св. Евангелие от Иоанна 1,5)

Каждому из вас желаю, чтобы этот, именно этот свет Рождества, Пришедший в мир Христос, засиял в ваших сердцах, и чтобы Он получил место там, где находят опору ваши способности верить, наедятся и любить. Я вам не желаю, (так как этого было бы мало!), чтобы ваша радость довольствовалась одними воспоминаниями бывших празднований Рождества. Конечно, есть много красивых рождественских традиций, но, жизнь только традициями легко может быть подвергнута опустошению. Желаю вам духовного прикосновения Вифлеемского Младенца. А тем, кто относительно недавно пришел в Церковь, хочу пожелать, чтобы не гнались за чувствами нежного праздника. Радость Рождества – в конце концов, благодать от Бога, подарок над подарками, который Он приготовил всем людям, как, по словам Евангелиста Луки, Ангел сказал пастухам: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». (Св. Евангелие от Луки 2,10-11)

Позвольте мне, в связи со светлым торжеством христианской радости, обратить наше внимание на две «данности» или два явления нынешнего времени, которые можно считать вызовами христианской совести. Одно касается нашего отношения к Богу, другое – к ближнему.

Здесь, где мы живем, сегодня не опасно верить в Бога. Поэтому, как в подобных случаях в истории, вере угрожает не гонение, а легкомыслие и поверхностность. Один пример, о котором я говорю не первый раз: Мы достигли небывалых возможностей общения между людьми. Относительно дешевые сети охватывают весь мир! С быстротой молнии передают друг другу информацию, фотографии, клипы, «эмодзи» и т. п. Постоянно открывают новые «группы», проникнутыми желанием поделиться с друзьями улыбкой и переживаниями. Нажатие на кнопку «отправить» связано с тонкими эмоциями и с представлением, как получатели будут реагировать. А где-то в подсознании появляется чувство принадлежности, того, что я/ты не одинок. Дорогие, я не отрицаю полезных моментов в достижениях техники. Меня просто (и серьезно) настораживает развитие способности и желания быстрого общения со множеством людей, даже не знакомых, с одной стороны, когда с другой стороны не развиваются или даже «чахнут» способность и желание общения с Богом. Приводя к общему знаменателю, я сказал бы: Так много хочется сказать другим. А Богу? Какое место Он занимает в Твоей повседневной жизни? В моей? Христианство – это не воскресная рубашка. Правда? Христианство – это жизнь того, кто ее надевает. Вот, посмотрите только на сегодня: Сколько рождественских сообщений мы уже отправили? И сколько раз пытались прикасаться душой к тишине Вифлеемской пещеры? – Этот вопрос стоит повторить себе завтра еще раз.

Вторая «данность», которая требует христианского внимания, это отношение к ближним, к братьям. Речь идет обо всех. Ответ на вопрос «Кто мой ближний?» мы знаем из притчи о милосердном самарянине. (Евангелие от Луки 10,29-37) А братьями мы являемся, так как мы люди, дети одного Творца, к Которому Иисус нас научил молиться «Отче наш».

Несмотря на свое греческое происхождение, слово «кризис» давно уже вошел в наш лексикон. На всех уровнях жизни (бытовом, личном, духовном, семейном, международном и т. д.) он характеризует трудности. И многие именно в наше время от него устали. (Для снятия напряжения, попробуйте призвать готовящихся к коллективному фото, сказать «кризис» вместо санкционированного молочного продукта из-за границы.) Но не об этом. Простите!

Рождественская весть делает принявших ее «Свето-форами», Свет несущими: «Восстань, светись, Иерусалим…!» Иисус в нагорной проповеди продолжает: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Св. Евангелие от Матфея 5,15-16)

Воплощенное Слово, Господь наш Иисус Христос, да будет всегда с вами!

 

С любовью во Христе,

Ваш епископ Клеменс Пиккель

Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове

 

Саратов. Рождество Христово 2018 г.