Во вторую часть времени Адвента мы особым образом готовимся к празднованию Рождества Христова. Если в первой части мы больше обращали внимание на второе пришествие Христа, то сейчас, в октаву Адвента, последние его дни, мы по будням читаем Евангелия, которые описывают события, предшествующие рождению Иисуса Христа. И в это воскресенье Церковь предлагает нам отрывок, в котором описывается то, что произошло после Благовещения. То есть, после того, как Ангел возвестил Марии, как Мария зачала от Духа Святого и быстро пустилась в дорогу. Пошла в дорогу, чтобы навестить Елисавету, свою родственницу, о которой Ангел ей сказал, что и она зачала, будучи в преклонном возрасте, будучи старой женщиной. Таким образом, у Бога не остается неисполненным никакое слово. Что Бог и с нею сотворил чудо. Тем не менее, Мария идет к Елисавете.
Они встречаются между ними происходит диалог, слова которого попали в Богородичную молитву, которой мы молимся каждый день: «Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего». Это те слова, которые Елисавета говорит Марии. Но есть слова, которые в эту молитву не попали, и они находятся в конце этого отрывка, что мы слышали. Елисавета говорит: «Блаженна Уверовавшая, ибо исполнится ей сказанное от Господа». Блаженна Уверовавшая. Мария – это женщина веры, она «Матерь веры» – можем так сказать по аналогии с тем, что говорится об Аврааме. Авраам – это отец всех верующих, отец в вере.
Авраам. Что мы о нем знаем? Авраам жил в своей деревне, в своем племени, и к нему обратился Господь. С Авраама начинается, можно сказать, Откровение, потому что все остальное пришло потом: и изгнание в Египет, и Моисей, и исход из Египта – это все было уже после Авраама. Те патриархи, которые руководили Израилем, цари, царь Давид – все это пришло позднее. Ветхий Завет начинается с призвания Авраама.
Что происходит с Авраамом? Что Авраам знал? В принципе, ничего такого и не знал. Господь обратился к нему и сказал: «Уйди – из твоего дома, из твоего племени, из твоей страны, и иди туда, куда Я тебе скажу. Там Я тебе дам землю и будет у тебя великое потомство, которое эту землю наследует». Авраам поверил Господу. Если бы нам пришло что-то такое, какой-то голос, который что-то сказал. Насколько бы мы поверили? Тем более, голос, который сказал: «Оставь все и следуй туда, куда Я тебе скажу» То есть Я сейчас тебе не говорю, ты просто выходи, а потом узнаешь, потом Я тебе дам знать. Авраам поверил Господу. Оставил все – и в течение своей жизни он так и не увидел исполнения обещанного. Да, он увидел землю. Но он не стал в ней хозяином по-настоящему, она стала принадлежать только его потомкам.
У Авраама было потомство? Да, был Исаак, один, причем он должен был долго-долго ждать, и только в старости родился у него Исаак, в котором будет его потомство. И этого Исаака Бог приказал принести Ему в жертву. Для Авраама, который все это исполнял, не видя того, что Бог обещал, это было подвигом веры. Он верил, он надеялся, против всякой надежды, сверх всякой надежды, сверх того, на что можно надеяться. Он полностью уповал на Бога, доверил свою жизнь Богу без конца, без остатка. То есть он доверился Богу, не требуя никаких доказательств. Значит, Авраам таким образом стал отцом всех верующих.
Обратимся же к Марии. Как Авраам был отцом верующих Ветхого Завета, Мария стала Матерью верующих Завета Нового. Мария уверовала, поверила Ангелу, Архангелу Гавриилу, который возвестил ей, что она зачнет от Духа Святого. Единственный вопрос, который у нее был: «Как же это возможно, если я еще не замужем?» Ангел ей объяснил, что будет это осенением Духа Святого, то есть она останется Девой. Мария уверовала, доверилась Ангелу, сказала: «Да будет мне по слову твоему». Пошла за тем, к чему Господь ее призывает, не зная всего, что будет впереди, смутно догадываясь, насколько велик Божий план, который должен исполниться с ее помощью, через нее. Принимала все, что Бог ей посылал. И мы знаем, что будет потом, как будет сложна жизнь, и какие испытания она перенесет при жизни Иисуса Христа и при Страстях Христовых. Мария доверила свою жизнь, себя саму Богу. Не требуя никаких гарантий, никаких знамений, никаких доказательств.
А верим ли мы? То есть, полагаемся ли мы на Бога? Доверяемся ли мы Богу, уповаем ли мы на Бога – или нам нужны эти подпорки: доказательства, вещи, на которые мы желаем опираться, хотя и не стоит, в которых желаем найти подтверждение тому, что Бог нас любит, что Бог с нами, что мы на правильном пути. То есть не проявляем ли мы недоверия к Богу, не проявляем ли мы недостаточного упования на Него, не желаем ли мы опираться на что-то еще, кроме того, что Он обещает?
Когда мы приходим в храм, участвуем в Святой Мессе, что ожидаем здесь найти? Что ожидаем здесь встретить? Встретить Христа, встретить Бога – или что-то еще? Встретить друзей, знакомых, найти удобное место, приятную обстановку, особые переживания… Что мы ищем, когда идем на Святую Мессу? Ищем ли мы Бога? Если мы ищем что-то другое, переживания, знакомых, дружбу, какую-то особую радость, тех, с кем можно встретиться, побеседовать, просто увидеть, услышать красивую проповедь в конце концов или еще что-то. Услышать органную музыку, хор, который поет – то есть получить какое-то эстетическое наслаждение. А потом мы этого не находим или это нам перестает нравиться, значит, теряется смысл нашего прихода в воскресенье на Мессу, и уже неохота идти, и нужно себя тогда как-то заставлять, а это может не получаться.
То есть зачем мы приходим на Мессу, зачем мы молимся, чего мы ищем, когда молимся, к чему мы стремимся, чего хотим добиться? Ищем ли мы особых переживаний, радости, духовных утешений? Хотим ли мы просто быть перед Богом, доверить Ему свою жизнь, выразить свое упование на Него, веру в Него? Или что-то еще? Если мы не получаем того, что мы надеемся получить во время молитвы, то молитва перестает нам нравиться, и тогда мы оставляем и молитву. Ищем ли мы в церкви какое-то внимание: приходим, здесь добрые люди, на нас обращают внимание, с нами разговаривают, делятся своими радостями – то есть находим общину, которая нас принимает.
Чего мы ищем в церкви? Внимания к себе, утешения, радости? Если только этого, то, когда перестаем это находить в церкви, то уже не особо охота сюда ходить. Не ищем мы здесь Бога, не ищем того, чтобы предстоять перед Ним, перед Христом, присутствующим в Святых Дарах, возносить к нему наши молитвы, уповать на Него. Если мы не получаем того, что мы ищем, значит, мы не то искали. Что мы ищем в храме: сестер, священников, еще что-то. И когда не находим, что ищем, тогда нам кажется, что что-то не то в церкви, и неохота сюда идти.
Вопрос в том, что все, чего мы ищем – это какой-то уверенности, внешних доказательств, утешения, вещей сотворенных, на которые хотим опираться, в которых хотим найти поддержку, какие-то подпорки. Это значит, что мы не живем упованием на Бога, не живем верой, значит, что здесь недостаток нашей веры.
Поэтому, видя пример Пресвятой Богородицы, которая уверовала, и по действу Святого Духа, который снизошел и на Елисавету, она это исповедовала, говоря: «Блаженна Уверовавшая», возьмем Пресвятую Богородицу как пример для нас и попросим по ее заступничеству и нам тоже расти в вере, уповать на Бога, только Его искать.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 23.12.2018