ЕВАНГЕЛИЕ Лк 3, 10-18

В то время: Спрашивал Иоанна народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определённого вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Святой Фома Аквинский, учитель Церкви, в своем толковании молитвы «Отче наш» говорит, что Дух Святой дает нам  разные дары. И один из важных даров Святого Духа, это, конечно, дар ведения. Ведь Дух Святой добрым людям дает не только дар страха и дар благочестия, но и дар мудрости, чтобы люди знали из ведения: «Я познаю Бога и люблю Его таким, какой Он есть». И поэтому царь Давид просил именно об этом, говоря: «Доброму разумению и ведению научи меня» (Пс 118,66).

И что нам дает, чтобы мы имели дар ведения или были мудрыми? Что нам помогает в этом? Быть мудрыми нам поможет то, чтобы мы не полагались на собственные чувства, на собственные мнения. Поэтому говорит притча: «Не полагайся на разум твой» (Притч 3,5). И почему? Потому что, говорит святой Фома такие слова, что действительно, те, кто настолько полагается на собственные чувства, что не слушает остальных, а лишь себя самих, всегда, в конце концов, оказываются глупыми, какими по истине являются. То, что человек не полагается на собственное мнение, – это очень важно, из этого проистекает смирение. На самом деле, смиренный человек – это тот, который не полагается на собственное мнение, а слушает других. И поэтому притча говорит: «там, где есть смирение, там есть мудрость» (Притч 11,2). И теперь вопрос: «Почему Дух Святой дает нам дар ведения или мудрость? Зачем она нужна?» И святой Фома нам говорит, что дух ведения  только для того, чтобы мы могли исполнять волю Божью. Для этого.

Поэтому, движимые этим даром ведения, мы просим в молитве: «Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе». Если у нас нет дара ведения, мы не можем просить Бога, да будет воля Твоя. Невозможно. Поэтому мы должны просить, да будет воля Твоя, подобно больному человеку, который обращается к врачу: да будет воля Твоя. Делай, как ты хочешь. А если больной сказал, делай так, как я хочу, значит, он глупый. Мы обращаемся к врачу потому, что знаем, что он умнее нас, выше нас. Значит, он знает лучше нас, что нам давать. Так мы должны обращаться к Богу, Он знает, что нам давать: да будет воля Твоя. И сердце человека прямо только тогда, когда соответствует с волей Божьей. Если воля Божья прямая, а я буду ходить налево-направо, значит, я не иду по воле Божьей. Поэтому Иисус Христос дал нам пример. Почему стал человеком? Зачем Богу становиться человеком? Для того, чтобы действительно показать пример. Поэтому Иисус Христос говорит такие слова: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6,38). Иисус пришел, чтобы исполнять волю Отца – и чтобы мы то же самое сделали.

И теперь другой вопрос: «Почему должна быть воля Бога?» Почему мы всегда молимся, но всегда будет воля Божия? Потому что, говорит Писание: «Творит все, что хочет» (Пс 113,3). Ты, например, просишь, но всегда будет воля Божия. Почему не наша? Чтобы понять волю Божию, мы должны понять три вещи, очень важные. И тогда, понимая эти три вещи, мы будем умолять Бога, чтобы была Его воля на самом деле.

И какие это три вещи? Говорит святой Фома. Первое, чего Бог желает нам, это жизнь вечная. Чтобы я спасся, верно? Ведь тот, кто создает что-либо с определенной целью, хочет, чтобы это что-то достигло цели, ради которой было создано. Логично, да? Если я что-то делаю, я хочу, чтобы эта вещь была именно для того. Поэтому, если Бог нас создал, он создал для какой-то цели. Не просто так мы появились на свет. Каждый из нас имеет свою цель, поэтому говорится: «Неужели же на суету сотворил Ты всех сынов человеческих?» (Пс 88,48) Нет, не на суету Бог нас сотворил. Для чего-то он нас создал. Следовательно, Бог сотворил человека с определенной целью, но не для чувственного наслаждения. Почему? Потому что и животные испытывают чувственное наслаждение. А мы выше животных, значит, наше призвание к более высшим вещам, поэтому мы отличаемся от животных. И именно Бог для того, чтобы мы спаслись. К этому мы стремимся. И поэтому говорят, действительно, кто достигает цели, будет спасен, а кто не достигает цели, не будет спасен. Да? Так и есть. И воля Божия в чем состоит? «Воля пославшего меня есть та, чтобы всякий видевший Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин 6,40). Вот именно воля Божия в том, чтоб мы спаслись, чтоб мы не жили этой жизнью, а жили вот той жизнью, поэтому это первое.

Второе. Очень важное. То, чего Бог желает нам, это чтобы мы соблюдали Его заповеди.  И объясняет святой Фома. Когда кто-то желает чего-то, то не только хочет желаемого, но и средств, необходимых для его достижения. И дает пример: врач, чтобы добиться излечения, назначает диету, лекарства и т.д. Врач тебе дает лечение и дает особое средство, если ты их не исполнишь, значит, ты не будешь здоров. Так и Бог. Я тебя хочу спасти, но Я хочу спасти этими средствами, которые Я тебе дал, не которыми ты хочешь, или которые тебе удобны. Поэтому Бог говорит так: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф 19,17). Бог хочет нас спасти и хочет спасти нас через заповеди. И не через одну заповедь, через десять. Люди часто говорят: «Отец, вот, я не совершал грехов, я никого не убивал». А где остальные девять заповедей? Про них ты забыл? Поэтому – исполнять заповеди. Для чего они нужны, говорит и святой Павел: «для разумного служения вашего» (Рим 12,1), и также: «чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12,2). И поэтому тоже Пророк Исайя говорит: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному» (Ис 48,17). Я думаю, что  у каждого из вас  в семье есть свои правила. Отец семьи, мать семьи дают правила для детей. Это не для того, чтобы ненавидеть, Нет, любят их, поэтому дают им особые законы, чтобы они, исполняя их, были хорошими. Так делает и Бог: если вы хотите попасть на небо, нужно исполнять десять заповедей.

И потом последнее, третье, почему воля Божия важна. Говорит так святой Фома. Третье, чего Бог желает нам, это восстановление того состояния и достоинства, с которыми был создан первый человек. Представьте себе Адама и Еву до греха, чем они были. Они были совершенными людьми. И что значит быть совершенными? Это значит, страсти подчинялись разуму, и разум подчинялся Богу – был порядок. И когда они упали, был грех, порядка не было: разум не подчинялся Богу, страсти не подчинялись разуму, и потом была каша в человеке, беспорядок начался. Поэтому Бог хочет для восстановления этого порядка, чтобы вы умерщвляли ваши страсти греховные, чтобы страсти подчинялись разуму – и в то же время ваш разум и воля подчинялись Богу. Это тяжело. Почему? Потому что, святой Павел говорит так: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим 7,23). На самом деле это так. Представьте себе, что очень часто вы знаете, что там грех, но все равно делаете. Почему? Потому что в нас бунтует страсть. Именно, что она не подчиняется. И Бог хочет, чтобы она подчинялась, чтобы мы, люди, ходили этими разумом и волей, а не чувствами, а не как животные, которые идут по инстинкту. «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал 5,17). Поэтому действительно очень важна воля Божия в нашей жизни.

Ладно, закончили теорию, давайте теперь перейдем к практике. Потому что теория – это понятно: вот воля Божия. Да будет воля Твоя. Но давайте пойдем в практику и посмотрим, действительно ли легко исполнять волю Божию. Если будем реалистами, на самом деле, волю Божию исполнять очень-очень тяжело. Почему? Представим себе, например, отца семьи, который зарабатывает на хлеб для своих детей и близких. И мы  замечаем, что у него не та работа, которая должна быть. Может быть, греховная. Зарабатывает много и семья счастлива, но Бог ему говорит: «Нет, дорогой, нужно поменять работу». Тогда уже тяжелее исполнять волю Божию. Почему? Потому что ты должен отрекаться от чего-то ради вещи, о которой ты не знаешь, будет ли она: поменять работу, а я смогу найти новую?

Или представим семью, которая, например, хочет иметь детей и Бог им не дает. Почему? Потому что дети – это дар. Дети – это не то, что вещь, которую можно делать, как сейчас, к сожалению, в Европе такое практикуется. Поэтому представьте себе: семья венчалась – нет детей. И там воля Божия: «Вы не будете иметь детей». А как не будем иметь детей? А мы хотим. Но Бог говорит: «Нет, не будете иметь детей». И тогда не принимают волю Божию и начинают прибегать к греховным вещам, пытаются достичь желаемого любым способом. А если бы человек, например, смирился, принял бы волю Божью: «ладно, у меня нет детей, значит, я могу взять другого, например, у которого нет родителей»? Но это я не принимаю, я хочу, чтобы это были мои дети.

Или наоборот, семья, у которой Бог просит не одного ребенка, а больше. Как больше? У меня нет времени на меня! А Бог: «Лучше, чтобы у тебя было больше детей». И тогда тяжелее исполнять волю Божию. Почему? Потому что она идет против меня, против моих желаний. Или представим себе, молодой человек, у которого есть призвание. У него были свои проекты, вот, я буду инженером, юристом, и Бог говорит: «Нет, дорогой, я хочу, чтоб ты служил Мне, стал священником или стала монахиней». Все, воля Божья вообще не воспринимается. Как? Быть священником или сестрой? Нет, это не в моих планах. Еще тяжелее воля Божья становится. Почему? Потому, что Бог требует жертвы. И тот, кто не имеет веры, никогда не сможет исполнить этого.

И так можно привести много примеров, которые в нашей жизни часто бывают, когда мы не исполняем волю Божью. Если мне нравится, например, молиться, я говорю: «Господи, будет воля Твоя» и понимаю, что Бог просит молиться, я иду обязательно молиться. Но если я говорю: « Господи, будет  воля Твоя», и Бог мне говорит помириться с тем человеком, который мне неприятен, уже тяжелее. И там тоже воля  Божья. Поэтому не забывайте, что воля Божья в том, чтобы мы действительно что-то от нас убрали, чтобы нам было тяжело. И этот пример мы видим у многих святых.

Представьте себе Авраама. Ему Бог сказал: «Оставь свою землю, иди в другую». И он, не зная, в какую землю идти, должен собрать все свои вещи, всех своих родственников, все богатство, которое имеет, идти туда, куда еще не знает, как попадет. И Авраам вслепую поверил. У Авраама не было детей, появился первый ребенок, и Бог говорит: «Принеси его в жертву». Как? Я столько лет ждал сына, появился сын – и отнести его в жертву? «Да, принести его в жертву». Что сделал Авраам? Сомневался? Нет! «Да будет воля Твоя». Как только хотел принести в жертву, Бог сказал: «Авраам, Я понял, что у тебя есть вера в меня». Или Моисей, который ходил проповедовать: «Как я буду проповедовать? Я разговаривать не умею» – «Иди! Победи свой стыд». И в конце концов тоже Мария.

А что будет с теми людьми, которые не исполняют волю Божью? Как вы думаете? Что может ожидать тех людей, которые исполняют волю Божию только тогда, когда им удобно, а когда требуется жертва – они не исполняют? Они очень похожи на этот пример, который для меня был очень полезным. Я это слышал, когда мне было четырнадцать лет. Помню, одна сестра рассказывала эту историю. Это помогло мне в будущем. Был один скалолаз, который хотел достичь горы, высоты, и он собрал все, что нужно, и начал подниматься в эту гору. Поднимался, поднимался, уже темнело, и он хотел достичь этой высоты, и когда уже стало темно, когда он уже ничего не видел, в один момент поскользнулся, упал с высоты, но благодаря веревке висел, не достал до земли. Висел и ничего не видел из-за темноты, и начал молиться: «Господи, помоги, мне, пожалуйста, а то я умру». И Бог ему говорит: «А ты отрежь  веревку». Как отрезать веревку? Нет, это, наверное, не от Бога. Опять: «Господи, помоги мне, а то я умру!» Опять: «Отрежь веревку!» Нет, это не от Бога. И в третий раз: «Господи, помоги! Я тут умру скоро». – «Отрежь веревку!» И он не отрезал. И что случилось? На следующий день его нашли мертвым в метре от земли.

И это пример именно того, что воля Божия действительно просит какой-то жертвы. Это всегда ради нашего блага. Я могу представить себя и других, которые посвятили себя Богу. Призвание. Если бы я сказал «нет» Богу, я бы не был таким счастливым, как сейчас. Бог всегда просит какой-то жертвы, и это всегда ради блага тебя и твоих ближних. Поэтому, чтобы исполнить волю Божию, нужно иметь огромную веру, огромное доверие. Бог как отец. Наверное, в семье бывает так, что отец берет своего ребенка, ставит на высоту и ребенок бросается вниз. Почему? Потому что знает, что есть отец или мать, которые сразу поймают его. И так нужно быть нам. Бросать себя в пустоту. И только бросая себя в пустоту в тот момент, когда тяжело исполнить волю Божию, мы почувствуем, что Бог нас держит. Как парашютист, пока он не прыгнет, он не поймет, что его держит парашют, что он не умрет.

Это призыв к тому, что время Адвента – время действительно исполнения воли Божьей. Святое Семейство дало пример – исполнили волю Божию: «Да будет мне по слову Твоему!» И тогда Мария стала Матерью всех людей, и тогда пришло спасение в мир. Если бы Мария сказала «нет», мы могли бы спастись? Бог мог бы воплотиться? Поэтому не забудьте, что каждым «да» воле Божьей, вы спасаете себя, даете хвалу Богу и спасаете ваших ближних. Поэтому попросим на этой Святой Мессе благодать иметь огромную веру в Бога, который наш Отец и который если просит какую-то жертву, то это всегда ради нашего блага. Да поможет нам в этом нам Пресвятая Богородица.

О.Орзу Саидшоев

Послушать аудио проповеди можно по ссылке Проповедь 16.12.2018