Сегодня мы празднуем торжество Господа Нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной, или, как называет Его святой Иоанн в Книге Откровения: Царя царей и Господа господствующих (Откр 19, 16). Поэтому мы должны задуматься над этой истиной.

В это воскресенье заканчивается литургический год, а в следующее воскресенье начнётся новый. Каждый год Церковь заставляет нас заново переживать всю жизнь Иисуса, поэтому год делится на эти разные периоды, которые отражают различные тайны жизни Христа, а также всю человеческую историю.

Мы находимся в последнем литургическом периоде, который называется Рядовым Временем, очень долго. Этот период – время расширения Церкви, её распространения через работу Святого Духа и в то же время ожидания Второго Пришествия Христа. Этот последний период заканчивается праздником Христа, Царя Вселенной, и это означает, что Церковь утверждает, что вся история заканчивается этим царством Иисуса, который придёт в конце времени, чтобы править, как мы понимаем из сегодняшнего Евангелия.

Поэтому Иисус – Царь. Это утверждение мы слышим из Его собственных уст: “Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир” (Ин 18,37). Эти слова, даже если бы Пилат не поверил им, должно быть, поразили его, потому что позже он скажет иудеям: “Царя ли вашего распну?” (Ин 19,15). И на кресте он указал причину приговора Христу: “Иисус Назарянин, Царь Иудейский”. Титул, который Пилат не захотел поменять.

Иисус – царь. Он Царь человечества, потому что нет человека ближе к Богу, чем он; Он Царь, потому что Он Сын Божий, Царь Вселенной. И Он Царь, потому что Он завоевал Свое Царство победой Креста.

Но что значит “царствовать”? Царствовать – значит быть господином, владыкой тех, кто находится в его царстве. Царство Иисуса – это духовное царство, царство сердца. Поэтому то, что Иисус царствует, означает, что Он является хозяином всего, что находится в наших сердцах: мыслей, любви, привязанностей. Но Иисус не царствует через насилие, совсем наоборот: Он просит у меня царствовать в моём сердце. Я могу отвергать Его предложение, и это будет грехом: не позволить Иисусу войти в моё сердце, чтобы овладеть моими мыслями, моими привязанностями и всей моей любовью. Я даже могу отрицать царство Иисуса. Могу сказать, как иудеи: это не наш царь, у нас нет другого царя, кроме Цезаря.

И здесь у нас возникает парадокс: если Иисус царствует в нашем сердце, мы не Его рабы, а мы свободны! Служить Богу – значит царствовать, говорит Писание. Могу ли я узнать, царствует ли Иисус в моей душе? Конечно: просто посмотрите на свои мысли и свою любовь. Это христианские мысли? Во мне царствует Христос. Это христианские желания? Во мне царствует Христос. Я поступаю по-христиански? Во мне царствует Христос.

Итак, люди в своих сердцах могут сопротивляться этому царствованию Иисуса Христа, но оно, безусловно, проявится в День Страшного Суда, который на самом деле называется Писанием “День Господень”. В тот день, как говорится в Евангелии, Сын Человеческий придет во славе Своей со всеми ангелами Своими, сядет на престол Славы Своей и призовёт все народы, отделяя хорошее от плохого, чтобы дать каждому по делам его.

Поэтому давайте начнём уже сейчас быть слугами Царя, такого великого, такого милостивого, такого доброго к нам. Каждый раз, когда мы читаем “Отче Наш”, мы должны всерьёз просить Его: “да придёт Царствие Твое” – Иисус, приди царствовать в моём сердце. Мы всегда должны слышать в себе слова Святого Павла: “Ему надлежит царствовать” (1 Кор. 15:25). Пусть Он царствует в моём сердце, в моих мыслях, в моей воле. Иметь Иисуса царём – означает познать истинную свободу духа.

о.Габриэль Вергани

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 25.11.2018