Евангелие сегодня очень красноречиво, мало что можно к нему добавить. Известно, что в церкви, по крайней мере, в католической, богатые действительно дают много, но большинство пожертвований поступает от людей среднего достатка и от бедных людей. Богатство ведь такая штука, оно дает человеку свободу: можно купить, что хочешь, поехать куда хочешь, полечиться у хороших врачей, можно и употребить деньги на какое-то важное дело не обязательно для себя.

Примером тут может служить хорошо известный католикам в России доктор Гааз. Он ведь начинал как очень процветающий частный врач и обслуживал петербургскую аристократию, имел хорошие заработки, у него был дом, он купил фабрику. Значит, он был настоящим капиталистом. Но когда он взялся за наведение медицинского и гуманитарного порядка в тюремной системе России, эти деньги у него стали незаметно уходить на помощь одному заключенному, другому заключенному, одной тюрьме, другой тюрьме… И в конце концов, когда он умер, пришлось собирать деньги на его похороны, потому что он был буквально нищим.

Но это такой, хороший пример. Пример человека, дошедшего до святости в своей деятельности и жизни. А часто мы имеем дело с греховными проявлениями богатства, то есть с богатством как… В Библии это называют безумием, сейчас бы назвали зависимостью от приобретательства или манией. И в основе здесь лежит страх. Страх перед неизвестностью, страх перед завтрашним днем, перед тем же Богом, Который непредсказуем, Который может завтра учинить все, что угодно, и поэтому надо защититься от Него, защититься от судьбы, которую Он может предложить, гарантировать себе благополучную жизнь. А страх – это такая вещь, которая делает человека действительно безумным. И для того, чтобы контролировать происходящее, человек включается в такую гонку за все новым богатством и уже теряет трезвое восприятие происходящего.

Нынешний Папа, Франциск, когда вскоре после назначения был с визитом в Америке, там в речах очень нападал на богатство, на богатых. И богатые американские католики выдвигали ему претензию, что есть огромные благотворительные фонды, которые содержат американские миллионеры-католики. Благотворительные фонды, которые оказывают помощь по всему миру, и он ругает заодно и этих людей. Я помню, когда-то из «Каритас-интернационалис», из Рима, к нам приезжал духовный руководитель «Каритас», и он об этой проблеме говорил примерно так: мировая экономика устроена таким образом, что богатый человек отдает миллион на благотворительность для бедных, а десять миллионов использует для получения прибыли, что выражается в эксплуатации, в обворовывании, по сути дела, беднейших народов, и это ломает все результаты, полученные от благотворительности.

Это к вопросу о том, что Иисус говорил: «Эта бедная вдова положила больше всех в вашу сокровищницу, ибо все клали от избытка своего». От избытка – это значит, что я даю только то, что мне приятно дать, что меня никак не ущемляет. И это, в общем, не для Бога, это не благотворительность, это баловство такое, утоление прихоти или чувства вины перед бедными. Результата это не дает. И главное, что богатый, который не теряет сознания богатого человека, не теряет вот этого безумия, он так и не способен понять бедных людей, понять их потребностей и понять намерений Бога до тех пор, пока он не научится жертвовать – отдавать другому то, что необходимо мне самому для благополучной, безбедной жизни.

И пример с бедной вдовой… Иисус всегда так радикально говорит, но действительно, в иудейском обществе того времени вдова, оставшаяся одна, если у нее не было родственников, не имела ни пенсии, ни социальной помощи, ни бесплатной поликлиники – ничего. Значит, ей приходилось или жить на подаяние, или в меру сил заниматься какой-то работой. Вдовы были бедными, вдовы и сироты – это главные примеры бедных людей в Библии. И когда она положила в эту копилку в храме все деньги, которые накопила, – этот поступок вроде бы нормальным людям кажется безумным, да? Но для верующего человека это нормально. Положить средства туда, где ими будет распоряжаться сам Бог, – таков смысл храмовой копилки. И так, в общем, это – подвиг, но именно таких подвигов Иисус ждет от нас для того, чтобы Царство Небесное к нам приблизилось. Аминь.

О.Сергей Николенко

Прослушать аудио можно по ссылке Проповедь 11.11.2018