ЕВАНГЕЛИЕ  Мк 10, 35-45

В то время: Подошли к Иисусу сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, что просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

Мы потихоньку заканчиваем это воскресенье, 29 рядовое воскресенье. И сегодня мы слышим именно такой фрагмент Евангелия. Конечно, говорить и размышлять о нем можно очень много. Я хочу обратить наше внимание на последние слова Иисуса, где Господь говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Искупить кого? Не просто кого-то, а нас. Христос хочет служить кому? Не просто кому-то, а нам: мне и тебе. Очень часто мы, когда приходим на богослужение, думаем, что это мы служим Господу: «Вот я пришел, вот я делаю, хочу или не хочу». А всегда первый, кто служит нам, – это именно Иисус. Вспомним хотя бы Тайную Вечерю. Христос омывает ноги своим апостолам. И во время каждой Евхаристии Господь не только омывает ноги каждому из нас, Он дает нам Себя, Он дает нам Свое Тело и Свою Кровь, Он дает нам также Свое Слово.

И это очень важно. Христос – это Слово, мы говорим: «Слово Божие». Христос дает нам Свои Слова. А Его Слова – это именно то, что мы читаем во время каждой Евхаристии: чтения, псалом, прежде всего, Евангелие – это Слово Божие. Очень часто мы думаем и правильно думаем, что одним из самых важных моментов Евхаристии является Святое Причастие. Да, очень важный момент, когда мы не только принимаем Святое Причастие, а соединяемся с Господом: мы в Нем, а Он – в нас. Христос в нас, а мы – во Христе. Но таким важным моментом является и Слово Божие. И здесь вопрос для нас: когда мы участвуем в Литургии, как мы слушаем, как мы вслушиваемся в то, что слышим? Читаем ли мы Слово Божие?

Я помню, когда-то спросил одного парня: «Читаешь ли хотя бы немножечко Евангелие»? Он говорит: «Нет, отец, мне достаточно того, что Вы говорите в проповеди». С одной стороны – хорошо, но с другой? Читать, размышлять, молиться – это ведет нас к тому, чтобы жить Словом Божиим, это ведет нас к тому, что Слово Божие нас преображает и должно преображать. Потому что то, что мы слышим, то, что мы читаем, – это не просто какая-то газета или журнал, это даже не какая-то книга – с великим уважением к книге – по биологии, медицине, физике. Это что-то большее. Слово Божие – это Сам Христос, это Слово, которое, если действительно принимаем его в свое сердце, открываем свое сердце, преображает нас. Если не много, тогда хотя бы немножко.

Я вспоминаю один такой пример: парня, которому было 22 года. Этот парень однажды, по разным обстоятельствам, (он совершил преступление) попал в тюрьму. Молодой парень, хороший парень. После суда по дороге в тюрьму к нему подошла одна бабушка и дала ему маленькую книжечку. Конечно, это было Евангелие. Он взял эту книжечку лишь из уважения к этой бабушке, потому что сам равнодушно относился к вере, к религии, не думал об этом. Взял из уважения эту книжечку и положил к себе в карман. В одном кармане книжечка, в другом – разные листки, бумажки и махорка. Посадили его в тюрьму, и он говорит так: «Но в тюремной камере надо чем-то заниматься. Что буду делать? Буду курить». Берет каждый день листок, махорку, курит, курит. И говорит: «Так у меня прошло несколько недель. Смотрю, махорка есть, бумажки уже нет. И тогда я вспомнил про книжечку, которую дала мне бабушка. Взял эту книжечку. Оторвал один листок, насыпал махорки, закурил. И так через несколько дней, – он говорит, – закончилась махорка». Нечего курить, тогда он взял то, что осталось от этой книжечки, открыл и говорит: «Вот так я начал читать. Про какого-то пастыря, у которого было 99 овец и который оставил их и пошел искать одну. Иду дальше. Читаю про отца, у которого было два сына. Отец милосердный, который принял, который бросился на шею и простил своему младшему и старшему». И говорит: «Так я начал читать Евангелие. И так со временем это Слово преобразило меня, преобразило мое сердце, преобразило мою жизнь».

Поэтому сегодня помолимся и мы, чтобы мы также принимали это Слово, которое дает нам Господь каждый день, не только во время Литургии. Мы ведь Слово Божие можем читать везде: не только дома или в храме. Помолимся! Пусть Дух Святой поможет нам не только читать, не только слушать, не только размышлять, не только молиться этим Словом, а чтобы это Слово преображало нас и нашу жизнь. Обратим на это внимание, может быть особенно на Литургии. Может, мы привыкаем: «Что-то там читают. Отец читает… Понимаю, или не понимаю. Прочитали первое чтение, спели псалом, второе чтение, Евангелие о чем-то. И так быстро прошло».

Постараемся во время каждой Литургии слушать и услышать это Слово Божие, обращенное к каждому из нас.

о.Вальдемар Важиньски

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 21.10.2018 (18.00)