«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2,23) – восклицает Адам, когда встречает Еву. «Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк 10, 7-8) – говорит Иисус Христос.

Первое чтение и Евангелие говорят сегодня об отношениях между мужчиной и женщиной, между мужем и женою. Можем задать себе вопрос: «Отношения между мужчиной и женщиной, между мужем и женою, какого они достоинства? Скажем так, сравнить их с другими отношениями. Что достойнее: отношения между супругами или отношения между друзьями, например? Ведь случается, что в некоторых семьях мужья предпочитают быть с друзьями, чем у себя дома со своей супругой. Что достойнее – дружба? Некоторые могли бы сказать, что дружба, ведь есть на то причины, чтобы так думать. Настоящая дружба не ищет выгоды. «Друг познается в беде» – как у нас говорят. То есть, когда другу надо помогать, когда друга надо спасать, никто не думает о том, чтобы извлечь для себя выгоду. То есть мы любим наших друзей, если это настоящая дружба, незаинтересованная, как раз за них самих, то есть не ищем для себя выгоды.

Что еще может быть? Какие еще отношения между людьми могут быть достойными? Может оказаться, например, более достойной связь между детьми и родителями: любовь к матери, любовь к отцу может быть сильнее супружества. Иногда, особенно в Италии, мама является такой основной проблемой для сына, находящегося в браке, то есть любовь к маме может быть даже больше, чем любовь к супруге. Есть даже особая Заповедь: «Почитай отца своего и матерь свою» (Мк 7, 10) То есть, отношения между детьми и родителями могут быть более достойными.

Но все же более достойными являются отношения между мужем и женою, между мужчиной и женщиной. Они представляют собой нечто особенное, что сравнимо с жизнью Самого Бога. Еще раз! «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей» (Мк 10, 7) – это уже находится в Писании.

Муж и жена, можно сказать, уже не двое, но одно. «Будут не двое, но одна плоть» – говорит Иисус Христос в Евангелии. Слово «плоть» используется здесь в широком смысле, не только в плотском единении. «Да молчит всякая плоть», например. «Да молчит всякий человек» – то есть под плотью понимается и человек в его совокупности, один человек. Единение, достигаемое мужчиной и женщиной в браке, является чем-то особенным, оно является отражением единства в Самом Боге, единства между Лицами Пресвятой Троицы.

Что мы знаем о Боге? Он Един, но в Трех Лицах. Един в природе, но троичен в ипостасях, в личностях. То есть, единство между лицами Пресвятой Троицы абсолютное. Это единство в Боге отражает единение между мужем и женою. Это единение также должно отражать единение между Христом и Церковью. А любовь между мужем и женою – то, как муж любит жену, как жена любит мужа, – должна отражать любовь Христа к Церкви и любовь Церкви ко Христу. То есть, посмотрев на христианских супругов, другой человек должен сказать: «Вот теперь я понимаю, как Христос любит Церковь, как Церковь любит Христа».

Единение плоти, совершаемое в супружеском акте, должно быть высшим выражением такой любви, такой возвышенной любви. Сама природа человека направляет его на создание семьи, желание соединить свою жизнь с другим человеком возникает не только в разуме. Не просто человек решает: «Да, надо создать семью». Но оно также рождается и в сердце, в чувствах, на уровне эмоций, на уровне инстинкта – то есть оно записано в природе человека. Правда, человеческая природа повреждена первородным грехом, и эти инстинкты часто не ведут к созданию брака, как в случаях временных связей, когда люди не создают семьи, между ними только интимные связи, отношения. А иногда эти инстинкты могут разрушать уже существующий брак, как в случаях прелюбодеяния. Но отношения между мужчиной и женщиной, которые достигают своей полноты и которые являются действительными, – это отношения между мужем и женою. Они нечто особенное, возвышенное и, можем сказать, самое достойное среди отношений между людьми, между мужчиной и женщиной.

Каковы из этого следствия? Как относиться к противоположному полу: мужчина к женщине, женщина к мужчине, парень к девушке, девушка к парню? Нужно осознавать, что любовь и интимное единение между мужчиной и женщиной должны отражать любовь между Христом и Церковью, а также единение между лицами Пресвятой Троицы. То есть любовь должна быть не просто инстинктом, но должна быть любовью достойной, возвышенной. Поэтому нужно изо всех сил избегать видеть в противоположном поле предмет для удовлетворения своих сексуальных вожделений, своей похоти, избегать этого. Помня, что самые близкие отношения между мужчиной и женщиной являются самыми достойными, нужно с особенным уважением и почтительностью относиться к противоположному полу, из-за высокого достоинства союза между мужчиной и женщиной нужно понимать, что такой возвышенный союз, который заключается в браке, можно заключить только с одним человеком, то есть однажды. А не сразу с несколькими или с несколькими, но по очереди, как бывает в случаях, когда люди либо разводятся, потом женятся еще раз и выходят замуж еще раз… и так несколько раз, либо даже не вступая в брак перебирают, как говорят, партнеров.

Нужно бежать, как от огня, не только от случайных связей сексуального характера, но даже от желаний таковых – то есть от мыслей, от искушений, осознавая, что такие отношения являются в замысле Божьем самыми возвышенными. Поэтому нужно хранить себя в целомудрии, в чистоте. Кто еще не замужем, не женат – до того момента, когда, соединившись узами брака, освятив свою любовь перед Божьим алтарем, станет возможным выразить ее согласно Божьей воле и согласно ее достоинству самым правильным и совершенным образом, выразить в полном единении со своим супругом, становясь с ним «одной плотью».

Целомудрие и чистота для тех, кто уже находится в браке, кто уже живет такой жизнью, выражаются в том, чтобы хранить эту любовь и это единение от любых других искушений, от других вожделений плоти, которые могут повредить этот самый достойный и возвышенный союз между людьми. Поэтому сегодня можем особым образом молиться о христианских семьях, о том, чтобы они все больше углубляли, познавали достоинство отношений между супругами. И помолимся обо всех остальных, кто еще только готовится вступить в брак, чтобы они осознавали, на что идут, к какому достоинству они приступают, и хранили себя для этого союза в чистоте и целомудрии.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 07.10.2018 11.00